Шломо Занд
Кто и как изобрел еврейский народ
Shlomo Sand. The Invention of the Jewish People
- Аннотация:
Появление в 2008 году книги выдающегося тель-авивского историка, профессора Шломо Занда стало чрезвычайным событием.
Оглавление
Предисловие редактора русского изданияПредисловие автораВыражения признательностиРасчищая завалы памяти: контуры альтернативной историографииВведениеI. Метаморфозы самоопределенияII. Пересаженная памятьСоздавая нации: масса как суверен и равенство как фикцияI. "Лексикон" - народ и этносII. Нация - определение термина и его границыIII. От идеологии к идентичностиIV. От этнической мифологии к воображаемому гражданскому сообществуV. Интеллектуал как "государь" нации"Мифоистория": вначале Бог сотворил нациюI. Первые этапы становления иудейской концепции времениII. Библия как "мифоистория"III. Раса и нацияIV. Споры между историкамиV. Протонациональный взгляд с ВостокаVI. Этноцентрический прорыв на ЗападеVII. Голос из Сиона - первый, но не последнийVIII. Политика и археологияIX. Бунт земли против "мифоистории"X. Библия как аллегорияИзобретенное изгнание: "И многие из народов страны сделались иудействующими..."I. "Народ", изгнанный в 70-м годуII. Диаспора без изгнания - сумеречная зона историографииIII. "Народ", покинувший страну не по своей волеIV. "И устремятся к ней все народы..."V. Хасмонеи навязывают иудаизм своим соседямVI. От эллинистического мира до МесопотамииVII. Прозелитизм в тени РимаVIII. Прозелитизм в раввинистической традицииIX. О "печальной" участи жителей ИудеиX. "Народ земли": вспомнить и забытьЗоны молчания: в поисках утраченного (еврейского) времениI. "Счастливая Аравия" - переход в иудаизм царства ХимьярII. Между пунийцами и берберами - таинственная царица КахинаIII. Еврейские каганы - становление великой и загадочной империиIV. Хазары и иудаизм - флирт или продолжительный роман?V. В закоулках хазарской истории: современные исследованияVI. Тайна происхождения восточноевропейского еврействаБлеск и нищета - политика формирования идентичности в ИзраилеI. Сионизм и наследственностьII. Научная кукла и расистский кукловодIII. Создание "этнического" государстваIV. "Еврейское и демократическое" - оксюморон?V. Этнократия в эпоху глобализации.
Предисловие редактора русского издания
Появление в 2008 году книги выдающегося тель-авивского историка, профессора Шломо Занда стало чрезвычайным событием. Оно в буквальном смысле слова спасло исследователей еврейской истории, болезненно переживавших нынешнее катастрофическое состояние этой научной дисциплины. Если бы не она, кому-то из них (на худой конец, даже мне) пришлось бы на годы забросить все остальные дела и написать ее самому. Однако постфактум совершенно ясно, что у любого из них (включая, разумеется, и меня) это вышло бы гораздо хуже (ниже я объясню почему), поэтому примерно полгода (с марта по октябрь 2009 года), ушедшие у меня на работу над ее русским изданием, - не только период чистой научной радости, но и истинная экономия сил и средств. Признаюсь, никогда прежде я не получал столько удовольствия, работая на других. Быть может, только теперь мне стало по-настоящему ясно, какую радость может доставлять бескорыстное служение серьезному делу - или, в сущности, альтруизм.
В более специальном эссе я сразу взял бы быка за рога и приступил к обсуждению печального состояния еврейской историографии. Но предисловию к этой важной книге резоннее начинаться с чего-то гораздо более фундаментального. Например, с такого вполне оправданного сравнения.
Представьте себе, что все без исключения (а их немало) современные учебники по истории Греции начинаются с оригинального рассказа о Девкалионе и Пирре. Оказывается,[1] когда Зевс разгневался на людей за многочисленные грехи, он послал на землю потоп, всех их истребивший. Уцелели только Девкалион, сын титана Прометея, и его жена Пирра,[2] построившие большой деревянный ящик и спрятавшиеся в нем. Когда воды стали спадать, ящик прибило к вершине горы Парнас. Девкалион и Пирра вышли на сушу, принесли жертву Зевсу и начали новую жизнь. Дабы земля снова заселилась людьми, Зевс приказал супругам набрать камней и бросать их назад, через голову. Камни, брошенные Девкалионом, превратились в мужчин, камни, брошенные Пиррой, - в женщин. Так появилось новое человечество, причем поколение людей, выросших из камней, оказалось лучше предыдущего. Из этой истории без труда выводится мощный тезис о первичности греческого языка (заимствованного у уцелевшей супружеской пары), а также греческой культуры, которой человечество с древности обязано решительно всем - от философии и математики до изобразительных искусств.
Ученые признают несколько мифологический характер этого нарратива, однако на разные лады доказывают, что он основывается на реальных событиях, происшедших, вероятно, в третьем тысячелетии до нашей эры.