27.08.2024

Шломо Занд. Кто и как изобрел еврейский народ

Шломо Занд

Кто и как изобрел еврейский народ

Шломо Занд
Shlomo Sand. The Invention of the Jewish People
  • Аннотация:
    Появление в 2008 году книги выдающегося тель-авивского историка, профессора Шломо Занда стало чрезвычайным событием.

Оглавление


Предисловие редактора русского издания
Предисловие автора
Выражения признательности
Расчищая завалы памяти: контуры альтернативной историографии
Введение
I. Метаморфозы самоопределения
II. Пересаженная память
Создавая нации: масса как суверен и равенство как фикция
I. "Лексикон" - народ и этнос
II. Нация - определение термина и его границы
III. От идеологии к идентичности
IV. От этнической мифологии к воображаемому гражданскому сообществу
V. Интеллектуал как "государь" нации
"Мифоистория": вначале Бог сотворил нацию
I. Первые этапы становления иудейской концепции времени
II. Библия как "мифоистория"
III. Раса и нация
IV. Споры между историками
V. Протонациональный взгляд с Востока
VI. Этноцентрический прорыв на Западе
VII. Голос из Сиона - первый, но не последний
VIII. Политика и археология
IX. Бунт земли против "мифоистории"
X. Библия как аллегория
Изобретенное изгнание: "И многие из народов страны сделались иудействующими..."
I. "Народ", изгнанный в 70-м году
II. Диаспора без изгнания - сумеречная зона историографии
III. "Народ", покинувший страну не по своей воле
IV. "И устремятся к ней все народы..."
V. Хасмонеи навязывают иудаизм своим соседям
VI. От эллинистического мира до Месопотамии
VII. Прозелитизм в тени Рима
VIII. Прозелитизм в раввинистической традиции
IX. О "печальной" участи жителей Иудеи
X. "Народ земли": вспомнить и забыть
Зоны молчания: в поисках утраченного (еврейского) времени
I. "Счастливая Аравия" - переход в иудаизм царства Химьяр
II. Между пунийцами и берберами - таинственная царица Кахина
III. Еврейские каганы - становление великой и загадочной империи
IV. Хазары и иудаизм - флирт или продолжительный роман?
V. В закоулках хазарской истории: современные исследования
VI. Тайна происхождения восточноевропейского еврейства
Блеск и нищета - политика формирования идентичности в Израиле
I. Сионизм и наследственность
II. Научная кукла и расистский кукловод
III. Создание "этнического" государства
IV. "Еврейское и демократическое" - оксюморон?
V. Этнократия в эпоху глобализации.

Предисловие редактора русского издания


Появление в 2008 году книги выдающегося тель-авивского историка, профессора Шломо Занда стало чрезвычайным событием. Оно в буквальном смысле слова спасло исследователей еврейской истории, болезненно переживавших нынешнее катастрофическое состояние этой научной дисциплины. Если бы не она, кому-то из них (на худой конец, даже мне) пришлось бы на годы забросить все остальные дела и написать ее самому. Однако постфактум совершенно ясно, что у любого из них (включая, разумеется, и меня) это вышло бы гораздо хуже (ниже я объясню почему), поэтому примерно полгода (с марта по октябрь 2009 года), ушедшие у меня на работу над ее русским изданием, - не только период чистой научной радости, но и истинная экономия сил и средств. Признаюсь, никогда прежде я не получал столько удовольствия, работая на других. Быть может, только теперь мне стало по-настоящему ясно, какую радость может доставлять бескорыстное служение серьезному делу - или, в сущности, альтруизм.

В более специальном эссе я сразу взял бы быка за рога и приступил к обсуждению печального состояния еврейской историографии. Но предисловию к этой важной книге резоннее начинаться с чего-то гораздо более фундаментального. Например, с такого вполне оправданного сравнения.

Представьте себе, что все без исключения (а их немало) современные учебники по истории Греции начинаются с оригинального рассказа о Девкалионе и Пирре. Оказывается,[1] когда Зевс разгневался на людей за многочисленные грехи, он послал на землю потоп, всех их истребивший. Уцелели только Девкалион, сын титана Прометея, и его жена Пирра,[2] построившие большой деревянный ящик и спрятавшиеся в нем. Когда воды стали спадать, ящик прибило к вершине горы Парнас. Девкалион и Пирра вышли на сушу, принесли жертву Зевсу и начали новую жизнь. Дабы земля снова заселилась людьми, Зевс приказал супругам набрать камней и бросать их назад, через голову. Камни, брошенные Девкалионом, превратились в мужчин, камни, брошенные Пиррой, - в женщин. Так появилось новое человечество, причем поколение людей, выросших из камней, оказалось лучше предыдущего. Из этой истории без труда выводится мощный тезис о первичности греческого языка (заимствованного у уцелевшей супружеской пары), а также греческой культуры, которой человечество с древности обязано решительно всем - от философии и математики до изобразительных искусств.

Ученые признают несколько мифологический характер этого нарратива, однако на разные лады доказывают, что он основывается на реальных событиях, происшедших, вероятно, в третьем тысячелетии до нашей эры.

26.08.2024

Микроволновые устройства Siemens для дезинсекции одежды в трудовых лагерях Третьего Рейха

Одна из телекамер Fernsehkanonen (перевод: телевизионная пушка) изготовленных компанией Telefunken, с помощью которых велись телевизионные трансляции с Берлинских Олимпийских игр 1936 года.

Берлинские Олимпийские игры 1936 года были первым в истории событием, транслировавшимся в прямом эфире по телевидению. Мощные радиопередатчики, созданные для этого, имели достаточно широкий частотный спектр, поэтому незначительное количество энергии излучалось в диапазоне частот, который сейчас называют микроволнами. В ходе работы этого передатчика было обнаружено, что насекомые, находившиеся в помещении где работал передатчик, погибли. Последующие исследования показали, что излучение в микроволновом диапазоне быстро нагревает воду до такой степени, что живые существа, подверженные этому воздействию, могут быстро сгореть или свариться до смерти. Это касалось не только насекомых, но и микробов. Таким образом, быстро стало очевидно, что микроволновое излучение может быть высокоэффективным, действенным и быстрым методом не только для дезинсекции (против паразитов), но и для дезинфекции (против микробов).

Когда в 1939 г. началась война, важность борьбы с насекомыми-паразитами, особенно для солдат на фронте, стала актуальной, поскольку инфекционные заболевания находились на втором месте по количеству потерь среди немецких солдат. Поэтому компания Siemens, которая производила телевизионные передатчики, взялась за разработку микроволнового устройства для уничтожения паразитов, главным образом сосредоточившись на уничтожении вшей как переносчиков эпидемического тифа. Цель заключалась в том, чтобы преодолеть длительность воздействия и неэффективность старых методов, таких как горячий воздух или токсичные газы, и найти способ уничтожить не только насекомых, их яйца и личинки, но и опасные микробов, которые они переносят.

Вместе с Институтом биологии Рейха в Берлине-Далеме две дочерние компании Siemens участвовали в разработке первого микроволнового устройства, когда-либо видевшего мир. Когда устройство было продемонстрировано гражданским и военным властям в начале войны, достигнув не только большой производительности за очень короткое время обпаботки, но и абсолютной уверенности в уничтожении вшей, гнид и микробов, интерес Reichsführung из СС – офис Гиммлера – был возбужден. Его кадровое и материальное обеспечение существенно способствовало дальнейшему развитию микроволновых устройств.

Сначала эти устройства предполагалось использовать для фронтовых войск, для чего их монтировали на прицеп. Однако в конце концов предпочтение отдали стационарной модели. Для работы прибора требовалась только розетка на 380 Вольт или электрогенератор с таким вольтажом, а также немного воды для увлажнения подлежащих обработке предметов (в которых запрещается содержать металлические предметы).

Помещение для дезинфекции с помощью микроволновки, приемное здание, главный лагерь Аушвиц
Микроволновая печь для дезинсекции в приемном здании главного лагеря Аушвиц, лето 1944 года.