30.03.2004

Освенцим: спор о крестах

Случалось ли вам видеть в кадрах кинохроники: какой знак выведен на каретах "скорой помощи" в Израиле? Это - красная шестиконечная звезда. Тем временем в Европе красные кресты на медицинском транспорте повсеместно заменяются на какие-то синие "снежинки". Теперь волна борьбы с крестами распространилась на поминальные кресты, установленные в Освенциме.
"В 1979 году, во время своего первого визита в Польшу, папа римский Иоанн-Павел II служил мессу в Освенциме под открытым небом. После этого остался крест. Однако евреи не хотели, чтобы там был какой-либо христианский символ. В конце концов католическая иерархия - конференция епископата - согласилась с такой позицией. Но тут же начались массовые протесты. Кампанию возглавила польская националистическая радиостанция "Мария". Рядом с первым крестом стали появляться новые. Сейчас их более двухсот".
Так объяснил суть многолетнего противостояния вокруг крестов Освенцима Станислав Опеля, руководитель московского колледжа памяти Фомы Аквинского, член ордена иезуитов.

Позиция католиков

Станислав Опеля, иезуит: 
"Крест всего лишь символ..."
Офис Станислава Опели не похож на келью монашествующего клирика. На стене - крест, но под ним - коллекция трубок. Раскуривая одну из них, поигрывая с сидящей на коленях таксой, иезуит продолжает: "Позиция католической иерахии остается прежней - кресты убрать. Сейчас все это становится проблемой политической".

В начале нынешнего года состоялся визит президента Польши Квасьневского в Израиль. Он пообещал, что примет поспешные меры для охраны бывшего концлагеря. Проблема с крестами может быть решена польским сеймом, который, как надеется президент, в ближайшие месяцы примет закон об "охране таких мест", как Освенцим.

Но первым делом, как принято теперь у политиков Запада, Квасьневский склонил голову перед памятником жертвам холокоста.

СправкаЭнциклопедическое издание "Еврейский мир" (автор раби Йосеф Телушкин) дает определение холокоста: "... это греческое слово имеет религиозное происхождение и обозначает буквально "всесожжение", один из видов жертвоприношения животных, совершавшихся в Храме".

Итак, польское руководство намерено "защитить Освенцим". От кого? 
Получается, от христиан.

Готовность к компромиссу и католической иерархии, и моего иезуитского собеседника напомнила мне "веротерпимость" масонов, которые обычно утверждают, что на их алтарь свои дары принесли все религии и культы. Я заметил: орден иезуитов известен в прошлом своей жесткой позицией в отстаивании интересов католичества...

Станислав Опеля: 
"Ныне другие времена. Многие мои друзья, братья-иезуиты в Париже, например, сами посещают ложи... Если крест начинает разделять христиан, христиан и евреев, то он вполне может быть поставлен в двухстах метрах поодаль. Ведь это всего лишь символ".
Неудивительно, что кресты раздражают иудеев. Поражает другое: для католиков Крест стал всего лишь символом. И в рамках улыбчивой этики Запада его вполне можно убрать подальше от глаз так называемого мирового общественного мнения.

Все это вполне вписывается в общую позицию Ватикана, о которой бывший руководитель Всемирного еврейского конгресса Герхард Ригнер заявляет с видимым удовлетворением: "Да, римско-католическая церковь пошла на литургические перемены: она, в частности, изменила тексты богослужебных последований на Великую пятницу (раньше они содержали обвинения иудеев в богоубийстве). Эта перемена стала одним из первых результатов II Ватиканского собора".[1]

Римская курия, очевидна, уже пожалела о событии 1979 года. Но поздно. Своими руками католический первосвященник воздвиг Крест, в свете которого столь понятными становятся многие тайны века сего...

Позиция иудеев

Пинхас Гольдшмидт, главный раввин Москвы: 
"Освенцим самое печальное место для еврейского народа, где погибло более миллиона евреев. Можно сказать, что это самое большое кладбище евреев в мире.
Мой прадед, прабабка и большая часть семьи мамы погибли там. Меня лично очень смущает, что там стоит крест".
Конечно, каждая смерть - трагедия. Но если разговор перешел в сферу статистики, надо заметить: число жертв Освенцима постоянно менялось и с годами шло на убыль. Фильм 1955 года "Ночь и туман" назвал 9 миллионов. За последние годы даже такой приверженец культа холокоста, как французский исследователь Ж.-К.Прессак, снизил число с 1,5 миллиона до 710 тысяч человек.

Независимые исследователи говорят о 500 тысячах евреев, погибших на оккупированных территориях, - в основном от болезней, голода и других лишений военного времени.

СправкаНе так давно еврейскими организациями без особого шума в Освенциме была заменена мемориальная доска. Вместо четырех миллионов здесь теперь значится один миллион погибших. Общее же число жертв холокоста - 6 миллионов человек, - оспаривать которое считается неприличным, таинственным образом остается прежним.

На чьем пути стоят кресты

В книге "Еврейский мир" написано: 
"Холокост"... сжигался полностью и, таким образом, жертвенное животное целиком подносилось Б-гу. Большинство из шести миллионов евреев, ставших жертвами Гитлера, несомненно, сгорели в нацистских печах. А то, что их гибель названа словом "холокост", подразумевает, что их смерть следует рассматривать как жертвоприношение Б-гу".
Если это так, возникает вопрос: кто принес столь страшную жертву? Гитлер? Странно! Получается, именно "бесноватый фюрер" является первосвященником! Тем, кто вправе адресовать всесожжение еврейскому богу... Неожиданный вывод. Но, оказывается, однако, он не лишен основания. Исследователь Олег Платонов пишет: 
"Во время суда над нацистским преступником Отто Эйхманом (апрель 1961 г.) выяснилось, что Гитлер и его соратники находились в тайном сговоре с иудейскими вожаками. Казни евреев в Германии происходили с молчаливого одобрения руководителей сионистского движения, стремившихся таким образом подвигнуть евреев на создание государства Израиль и одновременно отсечь "засохшую ветвь" - так иудейские вожаки называли евреев, отколовшихся от кагальной системы..."
"Как впоследствии признавались руководители сионизма, "если бы наша главная цель состояла в том, чтобы помешать ликвидации евреев и если бы мы вошли в контакт с партизанскими базами, то мы бы спасли многих" (Е. Ливнэ);  
"Когда меня спросили, даешь ли ты из "Карен хаешод" (сионистский фонд) деньги на спасение евреев в странах изгнания, я сказал нет! И сейчас я снова скажу нет" (Х. Ландау)...
Численность еврейского населения Палестины увеличилась с 238 тыс. человек в 1933 году до 404 тыс. в 1936-м и до 600 тыс. в 1947 году".

Что же это за бог, первосвященником которого оказывается Гитлер. Православная традиция называет его "князем мира сего". Да, взамен лукавой жертвы евреи получили от своего бога немало. Значительную часть того, что обещано им в связи с приходом их мессии-машиаха (по-нашему - антихриста). Это государство Израиль и колоссальные суммы для его развития в германских марках [2], иммунитет евреев против всяческой критики и навязанный христианам комплекс вины, о котором иудейский теолог Эмиль Л. Факенхайм пишет:
"Преданность сионизму после Освенцима должна стать также и делом христиан. Не меньше, чем сами евреи, христиане должны желать того, чтобы существование евреев перестало зависеть от милосердия других народов... После Холокоста христиане должны раскаяться в христианском грехе - стремлении занять места народа Израиля в истории Спасения".
Дальше - больше. Вот вывод Клода Ланцмана, постановщика многосерийного фильма "Шоа" (евр. - невинная жертва):
"... если Освенцим - правда, то, значит, существуют человеческие страдания, вообще не сопоставимые со страданиями Христа. ...В таком случае Христос есть ложь, и не от него придет спасение... Ибо Освенцим несравненно экстремальнее, чем Апокалипсис, рождает несравненно больший ужас, чем то, что Иоанн рассказывает в Апокалипсисе".
Иудейскую мысль о "дефективности" Искупления послушно подхватывают католические теологи. Профессор Грегори Баум заявляет: "... в результате осмысления Холокоста Церковь утратила целостность своей идентичности... Христиане испытали новое для них чувство - неискупленности"...

Слово "холокост" вошло в обиход в пятидесятые годы. Несомненно, пришедшая из религиозных кругов идея "всесожжения" выдвинула на первый план тему крематориев. До этого рассматривались другие разновидности ужасов.

СправкаОдин из них описал знаменитый "охотник за нацистами" Симон Визенталь: "В последнюю неделю марта (1946 г.) в румынской прессе появилось уникальное сообщение: в маленьком румынском городке Фольмигене со всей торжественностью была совершена церемония погребения на еврейском кладбище 20 ящиков мыла... На ящиках стояла надпись R.J.F. - "чистый еврейский жир".

В 1990 году израильский "эксперт по холокосту" Шмуль Краковский сообщил, что мыло из евреев является выдумкой.


Меж тем Клод Ланцман продолжает: "...Апокалипсис описуем и даже сильно напоминает голливудское шоу, спектакль, тогда как Освенцим невыразим и непредставим, а, значит, книга Апокалипсис - ложь, а с нею и Евангелие. Освенцим есть опровержение Христа".

Швейцарский исследователь Юрген Граф пишет, что ныне на "свободном Западе" можно безнаказанно сомневаться в бытии Бога, а в существовании газовых камер - ни за что! Граф задается вопросом: от кого же, если не от Христа, ожидают спасения такие, как Ланцман? И дает ответ:
"От иудейства, ставшего благодаря Освенциму коллективным мессией!".[3]
Вот на чьем пути стоят кресты Освенцима!

Юрий Воробьевский 

православный публицист

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ригнер сообщает очень интересные сведения о подготовке II Ватиканского собора: "Папа (Иоанн ХIII) назначил кардинала Августино Беа ответственным за постановку и решение еврейского вопроса на соборе... Иезуиты (а Беа был иезуитом) стали выяснять, с кем из евреев ему следует вступить в контакт. Кто, так сказать, больше всего похож на "еврейского папу". Иезуиты указали на Наума Гольдмана, который тогда был президентом Всемирного Еврейского Конгресса... Кардинал Беа пригласил Гольдмана к себе и обсудил с ним два вопроса. Первый: следует ли приглашать евреев на конгресс... Во-вторых, кардинал Беа желал, чтобы мы прислали в Ватикан согласованный общееврейский меморандум с изложением того, что евреи ожидают от собора. Вот тогда и началась моя систематическая работа... Сейчас, правда, еще рано обо всем рассказывать".
В результате католичество официально подтвердило богоизбранность евреев, освободило их от ответственности за предание Христа на смерть и деканонизировало святых, замученных иудеями.
Римо-католик спрашивает профессора Ригнера: "Теперь постараемся соблюсти симметрию. Как обстоит дело с развитием богословия в иудейском стане. Я имею в виду проклятия в адрес миним..." (Главная и ежедневная молитва евреев Шемоне эсре содержит целых 12 проклятий в адрес христиан-миним).
Ригнер отвечает: "Как можно изменять Талмуд? Ведь это исторический документ... Что касается молитвенников, то, знаете, ортодоксальные иудеи никогда не пойдут на вмешательство в текст Шемоне Эсре".

2. Для его сакрализации книга "Еврейский мир" использует пророчество Иезекииля (Йехезкеля): "Самое известное видение пророка — это символ возрождения, казалось бы, уже "мертвого" еврейского народа. Б-г показал Йехезкелю долину, полную мертвых костей... Б-г велит ему произнести пророчество: "Кости иссохшие, слушайте слово Г-сподне!.. введу в вас дыхание (жизни) и оживете".
Только пророк произнес слова Г-сподни, как кости пришли в движение и начали соединяться в скелеты, плоть нарастала на них, но тела оставались бездыханными. Тогда сказал Б-г: "От четырех ветров приди, дыхание (жизни), и вдохни на убитых этих, и оживут они".
И дыхание вошло в великое множество тел, и все они встали на ноги. И сказал Б-г Йехезкелю: "Сын человеческий! Кости эти - весь Дом Израиля... И Б-г повелевает пророчествовать Дому Израиля: "Так сказал Г-сподь Б-г: вот я открываю погребения виши, и подниму я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля... И вложу дух Мой в вас и оживете. И дам вам покой на земле вашей".
Многие увидели в создании Государства Израиль всего через три года после Катастрофы явственное осуществление пророчества Йехезкеля, казавшегося странным 2600 лет назад".

3. Похоже, теперь и католики, и иудеи ждут одного персонифицированного мессию. В Катехизисе католической церкви появилась такая лукавая формулировка: "Божий народ Ветхого завета и Новый Божий народ стремятся к подобным целям: один ожидает возвращения Мессии, который умер и воскрес из мертвых и был признан как Господь и Сын Божий; а другой ожидает пришествия Мессии, чьи черты остаются скрытыми до конца времен".
Парижский кардинал еврейского происхождения Люстиже прямо говорит о том, что якобы "Евангелие Бога не может противоборствовать человеческой культуре". И католическое христианство является лишь "культурной", европейской формой того, что по сути является иудейством.


===========

Польско-израильский скандал.

Израиль и Польша ссорятся из-за крестов. 
Освенцим стал ареной религиозного противостояния. 
Конфликт иудеев и католиков по поводу нескольких десятков крестов, установленных вблизи бывшего фашистского лагеря освенцим, вышел на государственный уровень. Израиль обратился к польше с просьбой убрать кресты. По мнению еврейских организаций, установка крестов "является провокацией, направленной против международного соглашения, запрещающего установку в бывшем концлагере любых религиозных символов". Россияне, бывшие узники нацистских концлагерей, не разделяют этого мнения. 
Кресты, о которых идет речь, были воздвигнуты в течение последних двух недель, однако конфликт вокруг христианских символов вблизи Освенцима длится с конца 80-х годов. Тогда в нескольких метрах от бывшего лагеря смерти, на территории монастыря ордена кармелиток, был установлен восьмиметровый крест в память о посещении этого места иоанном павлом II. Еврейская община польши уже тогда заявила протест против присутствия религиозных символов рядом с местом массового уничтожения узников, 90% которых составляли евреи. К тому же, по мнению еврейской общины, "папский крест" слишком возвышается над мемориалом. 
Из-за протестов международных еврейских организаций в 1993 году монастырь был закрыт, а земля передана в аренду частным лицам. Но "папский крест" остался. А на днях представители польских католических организаций установили рядом еще шесть крестов высотой от 2 до 5 метров, а также 50 размером поменьше. Польские католики настаивают на том, чтобы на этом месте было поставлено 152 креста -- в память о 152 поляках, казненных фашистами в 1941 году. 
В четверг израильское правительство передало польскому послу Войцеху Адамецкому "настоятельную просьбу" убрать кресты. Несколькими днями раньше с аналогичным призывом выступили израильский музей памяти "Яд Вашем" и организация польских евреев, живущих в США. По мнению еврейских организаций, установление католических крестов около бывшего лагеря смерти "вбивает клин между христианами и мировым иудейством". 
Официальной реакции Польши на обращение израильского правительства пока не последовало. Но на требование еврейских общественных организаций польский министр иностранных дел Бронислав Геремек ответил вежливым отказом. Он дал понять, что государство не хочет вмешиваться в церковные дела. А 20 польских сенаторов призвали правительство "занять однозначную позицию". Они расценили требование израиля как "нарушение суверенитета страны и унижение национального достоинства". Глава католической церкви польши кардинал юзеф глемп заявил, что "папский крест" должен оставаться там, где он был установлен, и фактически благословил сооружение новых крестов около освенцима. 
Польские СМИ назвали претензии Израиля и еврейских организаций попыткой установить "монополию на страдание". Эту оценку разделяют и бывшие узники фашистских концлагерей из россии. Альдона Волынская, член бюро российского общества бывших малолетних узников фашизма, прошедшая нацистские и сталинские лагеря, сказала корреспонденту ъ, что не может "понять тех евреев, которые пытаются отделиться от общей беды". 
А Ирина Харина, президент межреспубликанской ассоциации бывших узников фашизма, сама бывшая узница освенцима, считает, что в мемориале может присутствовать любая религиозная символика. Кстати, по ее словам, в деревне Бжезинка, входящей в мемориальный комплекс освенцима, сохранены еврейские надгробия с шестиконечными звездами. Поэтому возражения иудеев против крестов не вполне понятны. 

БОРИС Ъ-ВОЛХОНСКИЙ

========

ПОЛЬСКИЕ ВОЕННЫЕ УБРАЛИ КРЕСТЫ ИЗ ОСВЕНЦИМА

ВАРШАВА. Закончилась продолжавшаяся более года история с воздвижением крестов в окрестностях бывшего нацистского концентрационного лагеря Освенцим. Польские солдаты удалили оттуда более 300 крестов, а также временную часовню.
Удаление крестов произошло после принятия правительственного постановления, одобренного, кстати говоря, местными католическими епископами.
Столкновения вокруг крестов начались в прошлом году, когда еврейские группировки заявили, что рядом с их "святыней" не место кресту, который, напомним, был установлен нынешним папой римским в память о его посещении Освенцима в 1979 году. Реакцией польских католиков стала установка множества новых крестов.
Непосредственно перед операцией военных возглавляющий движение протеста Казимир Свитон, живший рядом с установленными крестами почти целый год, заявил, что кресты и часовня заминированы. В результате он был арестован, а кресты после обезвреживания подложенной взрывчатки были перенесены в находящийся в некотором отдалении францисканский монастырь.
Установленный папой крест пока остается там, где он был установлен изначально, несмотря на продолжающиеся жалобы евреев, что он оскверняет место, являющееся по существу еврейским кладбищем. Польские католики рассматривают крест как знак памяти о множестве христиан, убитых в Освенциме, в том числе о 152 католиках, замученных в том самом месте, где установлен крест.
29 мая 1999


=====

Крестоносцы в Освенциме
Н.С. Шварц

Рабби Ави Вайс, главный раввин в Hebrew Institute of Riverdale, президент АMCHA — Coalition for Jewish Concerns, преподаватель в Стерн колледже при Ешива Юниверсити, основатель ешивы Ховевей Тора, автор нескольких книг и многочисленных статей. Eврейский активизм рабби Вайса начался с участия в борьбе за освобождение советских евреев, позже, в конце 80-ых годов, он выступал против создания монастыря в помещении, служившем хранилищем для ядовитого газа Циклон-Б, которым умерщвляли евреев в газовых камерах Освенцима. Вместе с группой cтудентов он поехал в Польшу, чтобы выразить протест против превращения Освенцима в христианскую святыню, был избит поляками и обвинен польским кардиналом Глемпом в том, что он и его студенты хотели убить польских монахинь.

— Расскажите, пожалуйста, о трудностях, преодолеваемых еврейскими активистами в борьбе за безопасность Израиля, в сравнении с преградами, стоявшими на их пути в борьбе за освобождение советских евреев.Позже рабби Вайс пытался добиться осуждения кардинала в польском и американском суде за клевету. Все эти годы Освенцим, который поляки решили объявить местом польской национальной тагедии, продолжал оставаться в центре внимания рабби Вайса: он требовал от польских властей убрать кресты с территории лагеря смерти, оскверняющие погибших там 1,5 млн. евреев. Рабби Вайс является раввином Джонатана Полларда и поддерживает с ним постоянную связь. Главной же его заботой остается безопасность Израиля, в поддержку которого он постоянно собирает большие и малые демонстрации. «Нападение на одного еврея есть атака на всех евреев», — говорит рабби Вайс.

— Во время борьбы за освобождение советских евреев все было гораздо проще. У нас был лозунг: «Let my people go!» («Отпусти народ мой!») В том, что касается Израиля, вещи намного сложнее, учитывая различие в политических взглядах правых и левых. Однако в последнее время, мне кажется, большая часть евреев Америки пришла к общему пониманию, что Арафат — террорист и что терроризм должен быть побежден1. Думаю, что мы видим стремительно нарастающий подъем движения в поддержку Израиля.

— Вас знают как известного борца за свободу советских евреев. Сегодня русские евреи являются консервативным звеном в правительстве Шарона и наиболее ревностными энтузиастами по внедрению мер безопасности в Израиле. Не кажется ли вам, что завершился полный цикл исторического отрезка времени?
— Это действительно необыкновенно! Те люди, которые сидели в свое время в советских тюрьмах и нуждались в нашей защите, сегодня защищают интересы Израиля. Русские евреи изменили лицо израильской политики и лицо израильского общества. Русские евреи могут изменить лицо еврейского активизма в Америке. Я знаю, что на Брайтон Бич недавно собралось 20 тыс. русских евреев. Считаю, что тысячи русских евреев должны приезжать в Манхеттен для участия в наших демонстрациях в защиту Израиля.

— Не могли бы вы рассказать что вы делаете сегодня для поддержки Израиля и что могут сделать бывшие советские евреи на этом поприще?
— Наша организация называется АМХА и находится она в Ривердэйле в Бронксе. Нам очень нужна помощь русских евреев. Мы постоянно организуем демонстрации в поддержку Израиля и, согласно газете «Джуиш Уик», именно деятельность нашей организации вдохновила огромную 200-тысячную демонстрацию в Вашингтоне. Мы выходим на улицы Нью-Йорка каждую неделю, чтобы объяснить американцам и президенту США Джорджу Бушу, что Арафат — террорист, что Израиль борется с терроризмом так же, как и Америка, и что, если Израилю не дадут победить террор, то террор придет в Америку. И в этом мы очень расчитываем на помощь русских евреев. Информация о демонстрациях регулярно печатается на нашем сайте: АMCHA.

— Еврейская община борется против предвзятости прессы, пытаясь организовать бойкот «Лос-Анджелес Таймс» и «Нью-Йорк Таймс». Подействует ли это на СМИ и какие еще есть методы борьбы с необъективным, предубежденным отношением прессы к Израилю?
— Думаю, что бойкот «Нью-Йорк Таймс» очень важен, так как газете надо дать понять, что она несет ответственность за создание субъективного отношения к Израилю, и что ей придется отвечать за свои поступки. Если нам не нравится какое-то выборное лицо, мы голосуем против него. Так же надо поступать и с газетой: не надо ее покупать и не надо давать ей зарабатывать на рекламе.

— Вы подавали на суд на польского кардинала Йозефа Глемпа и боролись против осквернения Освенцима. Католическая церковь выступила недавно с заявлением против антисемитизма. Считаете ли вы это положительным знаком или просто рекламным трюком для улучшения репутации католической церкви?
— Я очень огорчен действиями католической церкви, особенно ее молчанием во время осады церкви в Бейт-Лехеме. Не было высказано никакой критики в адрес Арафата и его бандитов, захвативших эту церковь. Римский Папа тоже ничего не говорит о том, что 13 террористов, высланных из Израиля, гуляют на свободе в Европе.

— Что вы скажите о сегодняшней коммерческой эксплуатации концентрационных лагерей и продолжающихся проблемах христианизации Освенцима?
— Это очень серьезная проблема. Мы смогли предотвратить дальнейшее осквернение Освенцима, но до сих пор там находится церковь с большим крестом. В Собиборе, в единственном оставшемся там здании, также находится церковь, в Дахау — монастырь, а в Терезиенштадте — огромный крест. Я считаю, что католическая церковь стремится христианизировать бывшие лагеря смерти, чтобы скрыть свое молчание и бездействие во время Второй Мировой войны, когда погибло 6 милионов евреев. Через 40-50 лет, глядя на обилие христианских символов в концлагерях, люди будут думать, что Шоа (Катастрофа европейских евреев) случилась с католиками. Или, по крайней мере, что католическая церковь спасала евреев. На самом деле церковь проявила христианское милосердие, помогая в конце войны нацистам, которые спасались от союзников в Латинскую Америку.

— Скажите, что происходит сейчас с делом Джонатана Полларда и есть ли хоть какая-то надежда на его освобождение при нынешней администрации?
— Джонатан сидит в тюрьме уже 17-ый год. И это оромная несправедливость: он переступил закон, но его наказание превышает его проступок. Те, кто совершил похожие нарушения закона, получили всего лишь 2-4 года тюрьмы. Думаю, что ситуация сегодня гораздо хуже. Поллард был арестован в 1985 г. при администрациии Рейгана, и сегодня маловероятно, что республиканская администрация пойдет на его освобождение. Меня очень заботит его судьба и мы должны продолжать бороться за его освобождение.

— Считаете ли вы, что Пат Бьюкенен вытеснен на окраины политической жизни Америки? (Пат Бьюкенен — бывший неоднократный кандидат в президенты Америки, антисемит, яростный противник Израиля, защитник И. Демьянюка и прочих фашистов, отрицатель Катастрофы, обвиняющий евреев Америки в двойной лояльности)
— Думаю, что в здесь мы добились хороших результатов. Наша группа следовала за ним по всей Америке во время предвыборной кампании. В телепередаче «Найтлайн» он жаловался, что какой-то рабби постоянно преследует его.
Когда я оглядываюсь на 25 лет моего еврейского активизма, то вижу, что мы добились немалых успехов в борьбе за советских евреев и за сохранение бывших лагерей смерти, которые хотят превратить в христианские святые места. И хотя проблемы с концлагерями еще остались, но они могли быть еще хуже, если бы не наше вмешательство. Мы должны продолжать бороться за наших еврейских братьев и сестер, где бы они не находились. Сегодня, как никогда раньше, наш голос должен быть услышан в Европе, где, как и 60 лет назад, создается опасная для евреев обстановка.
Я только что закончил книгу, выпущенную в издательстве Ктав, о фундаментальных принципах еврейского активизма, которыми мы руководствовались в борьбе за советских евреев. В 1988 г. я входил в группу ста американских раввинов, которые провели самую короткую в СССР мирную демонстрацию в защиту советских евреев на Красной площади, продолжавшуюся ровно 18 секунд, прежде, чем мы были арестованы КГБ. Но зато мы сумели поднять наш голос в России в защиту наших еврейских братьев и сестер и он был услышан. Однажды я был арестован вместе с Йосефом Менделевичем в Женеве в 1985 г. Благодаря своей деятельности я в свое время попал в тюрьму.
И хотя мы не боимся идти в пасть ко льву, чтобы донести правду до сведения властей, 99% наших демонстраций проходит без арестов. Я чувствую особую близость и особую любовь к руским евреям. Я вижу их иногда на наших демонстрациях, и это приносит мне неописуемую радость. Мечты, которые казались нам когда-то несбыточными, воплотились в жизнь: столько лет мы боролись за освобождение советских евреев, и теперь, слава Б-гу, они борятся за других евреев.

Источник: Shalom New York
1 Статья датирована 2003 г.


См. также:
Томаш Ґабісь. Релігія Голокосту

Комментариев нет:

Отправить комментарий