16.08.2012

Терезиенштадт. Документальный фильм из еврейского поселения

Терезин. Еврейские дети во время спектакля
Терезиенштадт - еврейское гетто в городе Терезин (Terezin, Чехия). Гетто, а по сути город, в котором находилось чуть более 40 тыс. евреев, управлялся Советом старейшин, в нем действовали правоохранительная служба (суд и тюрьма), медицинская служба (больницы, амбулатории и изоляторы), отделение связи, банк, общепит (столовые и кухни), в нем проводились иудейские и христианские богослужения, было и своего рода "министерство культуры и спорта" (так наз. "Отдела досуга"), которое проводило множество мероприятий - от театральных постановок до футбольных матчей. Эйхман назвал Терезин "маленьким сионистским экспериментом для будущего еврейского государства". В гетто был создан «Банк Еврейского Самоуправления», и введена собственная валюта — гетто-кроны. На семи купюрах достоинства: 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 крон был изображен Моисей со скрижалями Завета. В этом еврейском банке любой житель гетто мог открыть счет. Всего в терезинском банке было открыто 79 тысяч счётов.

Летом 1944 года заключенный режиссер Курт Геррон на пленке запечатлел обыденную жизнь своего гетто. Фильм назывался «Терезинштадт. Документальный фильм из еврейского поселения», но более известен он под неофициальным названием «Фюрер дарит евреям город». Съемки завершились 11 сентября 1944 года. Зрители могут видеть радостный труд в теплицах и молодом саду под старинными крепостными стенами, общенародный футбольный праздник, аншлаг в лекционном зале, концерт в музыкальном кафе… Показан не слишком роскошный интерьер жилых помещений с нарами и спартанским бытом, но и в бараках все заняты приятными делами – игрой в карты, рукоделием, мирными беседами и чтением книг. Взрослые и дети – все улыбаются!







Напомним, немцы интернировали евреев в гетто и лагеря как враждебных и антисоциальных элементов. В 1933 году евреи объявили Германии экономическую и финансовую  войну, а 5 сентября 1939 г. сионистский лидер Хайм Вейцман от имени евреев всего мира объявил Германии войну, заявив, что евреи будут бороться в поддержку Великобритании. Поэтому, вполне естественно, что в Германии евреи считались неблагонадежными - ведь они, без сомнения, стояли на стороне противника. Во всех странах  внутренних врагов во время войны интернировали. Именно так поступали во время войны в США с проживающими в стране японцами. Именно так Израиль сегодня поступает с палестинцами - изолируя их в гетто и лагерях.

Сразу после войны, в 1947 г. Красный Крест сделал доклад, в котором объясняются правовые основания на которых евреев задерживали и заключали в концентрационные лагеря. В докладе указывается, что они попадали туда как вражеские иностранцы (aliens).  В докладе выделяются и описываются две категории гражданских интернированных: "Гражданские депортированные по административным причинам" (нем. "Schutzhäftlinge") и "арестованные по политическим или расовым мотивам, так как их присутствие считалось опасным для государства или оккупационных сил" (т. III, стр. 73). В докладе указывается, что эти лица "были интернированы на тех же основаниях, что и арестованные или заключенные в рамках общего права по соображениям безопасности" (стр. 74). 


***
Сегодня некоторые евреи пытаются отверждать, что фильм де-мол носит пропагандистский характер, и в футбол сыграли всего пару-тройку раз... однако мы предлагаем взглянуть на турнирную таблицу (1943 год) и список футбольных команд терезинской футбольной лиги (источник - Центр пропаганды холокоста Yad Vashem).





Театральная жизнь в Терезине

Некотрые евреи пытаются утверждать что фрагменты театральных постановок пьес Чехова и Гоголя, вошедшие в фильм «Терезинштадт. Документальный фильм из еврейского поселения», имели разовый пропагандистский характер, но это не так. Немецко- и чешскоязычные театральные труппы Терезинштадта ставили пьесы  Чехова ("Свадьба" и "Медведь"), Гоголь ("Женитьба"), и Жан Кокто ("Человеческий Голос") и оперы, например, "Проданная невеста" Сметаны, "Брундибар" Красы и "Кармен" Бизе. Мастера художественного чтения на немецком языке в Терезинштадте исполняли классику: Гете, Лессинг и Герхарда Гауптмана.

Афиша спектакля по пьесам А.П.Чехова
Критические статьи об эстрадных выступлениях в Терезинштадте, фрагменты либретто, музыка, сценография и эскизы костюмов пережили войну, сохранившись в Отдела культуры гетто.  В музее сохранились эскизы театральных костюмов к различным пьесам, нарисованные афиши и билеты на спектакли. Они пользовались большим успехом у зрителей.

Деятельность театра в Терезине (divadlo - по чешски "театр")
Количество спектаклей с октября 1942 по апрель 1944 - 220
Самый популярный спектакль "Франсуа Вийон" - его ставили 31 раз
"Первое кабаре" дало 182 представления.
Самая популярная постановка "Vsechno jde" (Все, что выходит) Карела Швенка,
ее ставили 42 раза.
Было дано 72 детских представления
В кукольном театре было сыграно 18 спектаклей

Нарисованная афиша спектакля Гоголя «Женитьба»
Гоголевскую «Женитьбу» в Терезине сыграли 22 раза

Гоголевская пьеса «Женитьба» шла в талантливейшей, по воспоминаниям бывших узников, постановке Густава Шорша, под музыку Брамса и Дворжака в исполнении знаменитых в Европе музыкантов. 

Театральный репертуар в Терезине ограничивал запрет еврейской администрации на трагедии, страдания на сцене не приветствовались, однако в Терезинштадте с эстрады подтрунивали над новыми заключенными и стариками гетто, над плохим питанием и гигиеной. Чешскоговорящие труппы, в частности, стремились поставить сатирические и аллегорические пьесы, с которыми часто удавалось обойти еврейских цензоров гетто. "Иеремия" Стефана Цвейга (прошедший цензуру Культурбунда), работы Хьюго Гофмансталя, и новые пьесы, в которых были очевидны параллели с нацистским режимом, играли для зрителей Терезинштадта. Так, например, Швенк в пьесе "Последний Велосипедист" (1943 год) изображает преследование велосипедистов со стороны правительства во главе с "диктатором-крысой". Еврейский совет запретил его показ из-за антинацистской направленности. Еврейский Совет также запретил после репетиций исполнение посвященной диктатору аллегорической оперы"Император Атлантиды" (1944 год) композитора Виктора Ульмана.
Театр был передвижным, труппа показывала мини-спектакли и в музыкальном кафе, и в школе, и в бараках. Актеры получали специальный статус "работников искусства". Они становились привилегированными заключенными; в Терезенштадте это давало право на лучшие жилищные условия. Иногда театральной труппе приходилось выступать на "субботниках" - когда необходимо было организовать развлекательную программу для администрации гетто.

В гетто были очень развиты лекционные занятия на всевозможные темы, в архиве, например, сохранились отчеты о неоднократном проведении   «Гоголевских вечеров».

См. также:
Красный Крест опровергает существование «холокоста»
Деньги концентрационных лагерей

4 комментария:

  1. очень жаль, что автор статьи не может отправиться в это прекрасное гетто и разделить судьбу узников: либо умереть в самом гетто от эпидемии, либо закончить свою жизнь в печах Освенцима вместе с узниками Терезиенштадта

    ОтветитьУдалить
  2. ирина морозова18 декабря 2015 г. в 13:17

    согласна ! как земля носит таких мразий

    ОтветитьУдалить
  3. спасибо за интересный и содержательный рассказ об одном из первых сионистских экспериментов по организации сионистского еврейского гетто в современных городских условиях http://www.scrapbookpages.com/CzechRepublic/Theresienstadt/TheresienstadtGhetto/index.html . много еще неясного в "еврейском вопросе", многое усугубилось после войны до катастрофического состояния. Такие объективные и подкрепленные фактами публикации, несомненно, ведут к познанию истины и помогают находить правильное решение всем сторонам "вопроса"

    ОтветитьУдалить