Согласно теории «Окна Овертона», сознание масс постоянно подвергается обработке. Демонтаж настроений, вкусов и моральных принципов идёт не быстро, но идёт. И мы все - главные участники этого процесса.
Сегодняшнее глобальное геополитическое противостояние — это не война регулярных армий или конкуренция экономических систем, а, прежде всего, «борьба смыслов». Но как внедрить тот или иной образ в достаточно консервативное и не склонное к резкой «смене курса» массовое сознание, особенно если ваша идея — полная противоположность всем прошлым привычкам и моральным принципам?
Ответ даёт модная ныне теория «окна», то есть незримой границы, обозначающей готовность или неготовность общества принять ту или иную идею. Попробуем разобраться в этой опасной политической технологии, названной по фамилии своего создателя, американского инженера и политолога Джозефа Овертона.
Суть теории Овертона состоит в том, что любую, первоначально казавшуюся абсолютно неприемлемой идею, в ходе ряда последовательно проведенных манипулятивных операций, можно легализовать как вполне правомерную, принятую массовым сознанием и закреплённую в законах.
Согласно модели Овертона, для каждой целенаправленно актуализируемой идеи или проблемы в обществе существует «свое» окно возможностей, которое может быть весьма ограниченным в плане обсуждения и принятия этой идеи. Но окно можно двигать, меняя тем самым веер возможностей. Главное делать это необходимо постепенно и последовательно, чтобы массовое сознание привыкало к ранее чуждой ему идее.
Сдвиг мнений в окне проходит следующие стадии восприятия:
- немыслимых,
- радикальных,
- приемлемых,
- мудрых,
- популярных,
- официальной политики.
Как бы ни потакали сиюминутной моде, средний человек отнюдь не готов к радикальным переменам и резкой смене устоев, особенно если они ломают базовые ценностные установки и глубоко укоренившиеся традиции. Согласно принципам «Окна Овертона», выход прост: корректировать «шкалу дозволенного» не сразу и одномоментно, а постепенно, шаг за шагом, чтобы обыватель не осознал катастрофичности общего вектора изменений.
Если вы изучите историю появления и проталкивания темы еврейского Холокоста в 1960-80-е годы и дальнейшего ее закрепления в последующие годы с законодательной легализацией в виде запретов на критику и выплат компенсаций многочисленным "чудом выжившим" - вы удивитесь насколько точно этот процесс соответствует принципам и стадиям модели Овертона. Эта технология в точности описывает конструирование, пропаганду и внедрение а общественную жизнь в виде ритуалов поклонения и менее масштабных выдуманных холокостных событий, например, "миллионы жертв сожженных в печах и отравленных в газовых камерах Освенцима" или "массовый расстрел в Бабьем Яре".
Если вы изучите историю появления и проталкивания темы еврейского Холокоста в 1960-80-е годы и дальнейшего ее закрепления в последующие годы с законодательной легализацией в виде запретов на критику и выплат компенсаций многочисленным "чудом выжившим" - вы удивитесь насколько точно этот процесс соответствует принципам и стадиям модели Овертона. Эта технология в точности описывает конструирование, пропаганду и внедрение а общественную жизнь в виде ритуалов поклонения и менее масштабных выдуманных холокостных событий, например, "миллионы жертв сожженных в печах и отравленных в газовых камерах Освенцима" или "массовый расстрел в Бабьем Яре".