10.05.2013

Суровая индустрия холокоста: разборки из-за архивов семьи Анны Франк


Между двумя конкурирующими организациями – Фондом Анны Франк в Амстердаме (Anne Frank Foundation) и Фондом Анны Франк в Швейцарии (Anne Frank Fund) – снова возник конфликт. В 90-х годах компании вели спор на предмет того, кто же их них будет использовать раскрученное холокостной пропагандой имя девочки в качестве торговой марки. Теперь же каждая из организаций пытается доказать свое право на владение архивом документов, связанных с жизнью умершей от тифа Анны.

Архив, содержащий 25 000 семейных писем, документов и фотографии нескольких поколений еврейской семьи Франк, с 2007 года находится во временном управлении Фонда Анны Франк в Амстердаме, и позволяет зарабатывать ему огромные деньги. Фонд Анны Франк в Швейцарии, который возглавляет Бадди Элиас – двоюродный брат девочки-бренда – категорически не согласен с таким положением дел. 

В создании Фонда Анны Франк в Амстердаме принимал участие ее отец – Отто Франк, который скончался в 1980 году. Он завещал архивы всех документов, в том числе и поддельный дневник Анны, Нидерландскому государственному институту военной документации. А все имущество семьи Франк перешло в собственность швейцарскому фонду, который также имеет издательские права на написанный профессиональным писателем дневник девочки.

Очередь в музей Анны Франк

Благодаря немалым средствам, заработанным Фондом Анны Франк, голландским властям удалось реконструировать дом, где во время немецкой оккупации безбедно проживала семья девочки. Теперь здесь находится музей.

Член правления швейцарского фонда заявил, что в 1940 году нацисты и их сообщники отняли у семьи Франк все их имущество, теперь то же самое пытаются сделать голландцы. Член правления Фонда из Швейцарии Ив Кюгельман подтвердил эту цитату по телефону. “Это - просто реальная действительность,” - сказал он.

"Действительно печально, что так происходит", - заявила в среду пресс-секретарь Фонда Анны Франк в Амстердаме Маатдж Мостарт. Тем не менее Фонд Анны Франк в Амстердаме не намерен идти навстречу конкуренту. Разногласия кипят с 2011 г. , а в июле 2012 г. голландский гражданский суд Нидерландов отклонил требования швейцарской организации передать ей все архивы. Это постановление будет действительно в течение 10 лет.

Дом Анны Франк

Разногласие между этими двумя организациями происходит частично из-за решений, принятых отцом Анны Франк, который скончался в Швейцарии в 1980 г. Он был одним из учредителей Дома Анны Франк и передал оригинальные копии писем девочки в голландскому государству. Но Отто оставил свое родовое имение Швейцарскому Фонду, в том числе, что особенно важно, права на издание дневника.

Дэвид Барнув, научный сотрудник Нидерландского Института изучения войны, холокоста и геноцида, сказал что сравнение Кугельмана Фонда с нацистами "не справедливо". Но добавил, что он не знает какая из сторон права. Он заявил, что голландский Фонд в течение многих лет использовал доходы от дневника для финансирования своей благотворительной деятельности, таких, как борьба с антисемитизмом, и повышение осведомленности о Холокосте, и вышел из Фонда, чтобы сосредоточиться на истории Анны.

Обе организации впервые столкнулись лбами в 1990-х годах из-за мероприятий по сбору средств голландским Фондом. Основным источником Фонда были доходы от продажи билетов более чем миллиону посетителей Дома Анны Франк ежегодно, и он обосновывал их как необходимость сбора средств  на проведение капитального ремонта.

Швейцарский Фонд возражал против такой коммерциализации наследия Анны Франк, и пытался выиграть в суде эксклюзивные права на имя Анны Франк в качестве товарного знака. Но швейцарский суд в 1997 году вынес решение, что голландский Фонд может продолжать использовать ее имя для "сбора средств".

Anne Frank museum. Цена билета: взрослый – €9; школьники (10-17 лет) – €4,5; дети (до 10 лет) – €0,5.

Сегодня все, что связано с Анной Франк, превратилось в большой и серьезный бизнес, который журналисты называют «индустрией Анны Франк». По мотивам превращенного в фетиш дневника снимают фильмы, ставят спектакли и балеты, издают книги; Анне и дневникам посвятили множество интернет-сайтов, по всему миру создают образовательные центры Анны Франк, гастролируют передвижные выставки, а дом, в котором скрывалась Анна с семьей, превратили в музей (ежегодно его посещают более миллиона туристов!), в Базеле основан Фонд Анны Франк, обладающий всеми правами на дневники. Этот Фонд был вынужден признать, что часть дневника написана шариковой ручкой, но "в общем и целом", как там заявили, дневник подлинный (выражение "настоящий общем и целом" относительно документального свидетельства чем-то напоминает "осетрину второй свежести").

Anne Frank House, Amsterdam
Сегодня существует несколько различных версий дневников Анны, но никому не известно - что в них настоящее, а что является подделкой: ведь ее отец Отто Франк постоянно что-то вставлял, дописывал, а некоторые страницы изымал, например, в 1998 году оказалось, что Отто Франк удалил из рукописи пять страниц, где Анна критически оценивала брак ее родителей. Он также вырезал места, где дочь злится на нервную суетливость матери («самое ничтожное существо на свете») и исключил многочисленные отрывки в которых акцентировалась религиозная вера, например, упоминания о еврейском празднике Йом Кипур. Незадолго до смерти Отто Франк признал, что поручил писателю из Голландии отредактировать дневники и даже переписать его отдельные фрагменты. Он также признал, что некоторые имена в дневнике были заменены на псевдонимы.

Благодаря продажам фальсифицированного дневника с описанием жизни Анны, Отто Франк получил значительные прибыли и сколотил огромное состояние, спекулируя на том, что книга - это подлинная трагедия его дочери, рассказанная ею самой.



Еще на тему холокостных бизнес-разборок:

Польша потребовала от США вернуть ей бараки из Освенцима
20.02.2012 
Польское посольство в США потребовало от Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне вернуть в Польшу деревянные бараки из концентрационного лагеря Освенцим. 
Музей Холокоста в Вашингтоне одолжил у Польши предметы из Освенцима в конце 1980-х годов, когда только формировал свою коллекцию. Объекты, среди которых было множество вещей заключенных, таких как обувь, чемоданы и талиты, были переданы музею в пользование на 20 лет и стали частью масштабной выставки.
С тех пор многие из предметов были возвращены Польше, срок пользования другими был продлен, а часть объектов заменили дубликатами. Однако бараки руководство музея и создатели выставки хотели бы сохранить в подлиннике. Так, один из составителей выставки, документалист Мартин Смит, выразил мнение, что, если бараки исчезнут, музей не сможет столь же правдиво передать ужасы повседневной жизни в концентрационном лагере.
Подобного мнения придерживается директор музея Холокоста Сара Блумфилд. Она рассказала, что с польской стороной ведутся переговоры по поводу сохранения бараков в экспозиции. В посольстве Польши, однако, подчеркнули, что срок нахождения бараков в музее был оговорен заранее и, согласно польским законам, их придется вернуть. 

Мемориальный музей Холокоста был открыт в 1993 году, с тех пор его посетили около 30 миллионов людей.

3 комментария:

  1. Я в шоке :(((( , это ж какими нужно быть придурками? ... мама дорогая , у этих "людей" нет ни только ничего святого , у них нет главного - разума :(( увы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все ОК. Умная нация умеет торговать своими покойниками.Даже собственными детьми.

      Удалить
  2. Бедная девочка,при жизни натерпелась ужасов и после смерти покоя ей нет...

    ОтветитьУдалить