Эта статья стала более значимой сейчас, когда министром обороны Израиля стал Фуад бен Элиэзер, обвиняемый в убийствах египетских военнопленных.
В песках под эль Аришем на севере Синая, там, где растут пальмовые рощи, на днях было найдено еще одно захоронение египетских военнопленных, расстрелянных израильтянами в 1967 году. Президент Египта Мубарак потребовал у Израиля провести тщательное расследование и наказать виновных. Эта история, столь напоминающая любимую российскими демократами трагедию расстрела поляков в Катынских лесах, началась два месяца назад, когда вышедший в отставку израильский военный признался, что во время так называемой Шестидневной войны 1967 года он участвовал в совершении военных преступлений - расстреливал безоружных египетских пленных. С тех пор эта тема не сходит со страниц египетских газет и обсуждается и в Израиле. Выяснилось, что десятки и сотни египетских военнопленных были расстреляны победоносными израильскими войсками в 1956 и 1967 году. Нашлись и свидетели преступлений, видевшие, как пленных привязывали к пальмам и заставляли рыть друг другу могилы.
Для израильтян такие вещи не внове. Каждый солдат - а в Израиле все мужчины военнообязаны - может рассказать о подобных случаях. В войну 1973 года, когда я был молодым израильским парашютистом и участвовал в большой десантной операции в районе Джабль Атака в ста километрах к востоку от Каира, я тоже присутствовал при расстреле безоружных пленных. Были такие случаи - и куда чаще - и во время Ливанской войны 1982 года.
Египетская сторона требует наказания виновных в убийстве и в военных преступлениях. А это Израиль отказывается сделать, утверждая, что прошло слишком много времени. Интересная черта израильской ментальности - если речь идет о мести врагам евреев, то нет давности и нет течения времени. Израильтяне готовы охотиться за дряхлыми стариками, совершавшими свои преступления полвека назад, готовы биться насмерть за возврат собственности, потерянной евреями восемьдесят лет назад (хасидские рускописи, синагога Полякова в Москве - пример тому), настаивают на своем праве на все земли палестинцев, потому что в Библии говорится, что они были еврейскими три тысячи лет назад. И в то же время, когда речь идет о преступлениях, совершенных евреями - будь то расстрел пленных в Синае в 1967 году или убийство графа Бернадотта в 1948 году, совершенное будущим премьер-министром Израиля - то давность наступает удивительно быстро. Израильтяне не хотят вернуть награбленную собственность - ни палестинцам, ни русским, ни немцам, ни любым другим “гоям”, лишившимся своих домов в 1948 или 1967 гг.
Еще одно сравнение: о расстреле поляков в Катынских лесах сталинским ГПУ были написаны тысячи страниц, поляки, немцы и американцы обосновывали этим тезис о русской кровожадности и аморальности коммунизма, и звучали признания и покаяния российских властей и интеллигентов всех рангов. Расстрел египтян в песках Синая таких эмоций за пределами Египта не вызвал, и говорящему о кровожадности израильтян и аморальности сионизма уготован общественный остракизм.
Сейчас Египет собирается обратиться в Международный суд в Гааге, обвиняя Израиль в нарушении Женевской конвенции. Об этом сообщил Гамал эль Лабан, высокопоставленный сотрудник египетского министерства юстиции. В то же время группа профессоров международного права из университетов Египта решила, вместе с оппозиционными партиями, добиваться обсуждения дела о расстреле в парламенте Египта в декабре месяце.
Президент Мубарак сказал, что после завершения переговоров в Табе у него появилось время заняться вплотную этой трагедией, и что он намерен добиться от Израиля самых подробных ответов. Выясняется, что Израиль гордится заботой о собственных солдатах, попавших во вражеский плен, но к чужим солдатам относится совсем по-иному. На встрече в Вашингтоне Рабин обещал Мубараку провести тщательное внутреннее расследование обстоятельств убийства.
Военный, раскрывший сундук Пандоры своими воспоминаниями - отставной генерал Арье Биро, давший на этой неделе еще одно подробное интервью газете “Маарив”. Биро, уроженец Трансильвании, признался и в других военных преступлениях. Как и многие другие евреи, он был освобожден Красной Армией из нацистского концлагеря в 1945 году, присоединился к армии, но, вместо того, чтобы воевать как положено во имя победы, он занялся убийством немецкого гражданского населения. “Мне было все равно, победят ли русские, я только хотел отомстить” - признается он в своем интервью. Он не единственный - недавно в США вышла книга американского журналиста-еврея Джона Сака, “Око за око”, в которой описываются зверства, совершенные евреями после Второй мировой войны. Так, в Польше в лагере Светлохловице в 1945 году находились тысячи немцев - не солдат, а гражданских лиц, уроженцев областей, отошедших к Польше. Комендант этого лагеря, польский еврей Соломон Морель истязал, пытал и лично убивал заключенных. В прошлом году Морель бежал в Израиль, где и нашел себе убежище.
Но и убийства пленных - не только часть древней истории. Под давлением палестинских властей израильская прокуратура открыла на прошлой неделе закрытое было дело об убийстве шести палестинцев в секторе Газа: они были расстреляны израильским отборным отрядом уже после заключения мирного договора в Осло.
Продолжаются и слушания по делу запытанного насмерть палестинского активиста Хариката. Он умер в пыточном застенке ШинБета несколько месяцев назад, и израильские власти ограничились вынесением выговора убийце. Сейчас организация палестинских и израильских борцов за права человека добивается через суд возбуждения уголовного дела против агентов ШинБета, применявших пытку. Их борьба принесла первые плоды - Верховный суд отклонил требование правительства закрыть дело.
О пленных и погибших
Первое испытание договор “Осло-2” не выдержал. И сегодня в израильских тюрьмах остаются палестинские женщины, которых Израиль обязался выпустить на свободу. Кроме них, Израиль обязался отпустить около тысячи мужчин, мальчиков до 16 лет, больных и стариков. Но и здесь израильское правительство поступило с обычным цинизмом: были выпущены - в зачет этой квоты - все палестинские уголовники, причем их личные дела остались у израильтян. Но уголовников было всего около пятисот человек. Для того, чтобы выполнить квоту, не отпуская никого из пяти тысяч политзаключенных, израильская полиция срочно посадила за решетку сотни молодых палестинцев за “нарушение паспортного режима” (по этой статье можно всегда посадить любого палестинца) и выпустила их потом в зачет квоты. Еще одно дурное предзнаменование мирному процессу.
У израильтян сочетается истерическая реакция на любое свое поражение или жертву с тотальным равнодушием к чужим страданиям, как у профессионального палача, орущего благим матом, когда его поцарапает кошка. Так, на этой неделе в оккупированном Южном Ливане партизаны убили шесть солдат израильской оккупационной армии. Израильское общество и его пресса пришли в истерику - во всех газетах были фотографии рыдающих офицеров и солдат, короткие биографии этих ребят были размазаны на сотнях страниц и телеминут, ни о чем другом - только об убитых и о мести ливанцам - писали и говорили израильтяне.
Мало кому приходила здравая мысль - израильским солдатам нечего делать в Ливане. Только “левые экстремисты” - коммунисты и близкие к ним левые круги напомнили об этом израильской общественности. Но, видимо, понадобится еще немало убитых израильских солдат, чтобы Израиль согласился уйти с Юга Ливана - как ливанцам понадобилось в 1982-85 убить пятьсот израильских солдат и пару сотен американских, чтобы Израиль и Америка вышли из центрального Ливана.
И одновременно с этим отдел ООН в Газе опубликовал отчет о жертвах израильской оккупации сектора Газы за последние годы (1990-1994). За это время восемнадцать тысяч палестинцев были ранены израильским огнестрельным оружием. Около ста детей в возрасте до шести лет получили ранения в голову. Чтение этого отчета ужасает - но не израильтян, совершенно равнодушных к чужим страданиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий