Поляк проводит санитарную обработку еврея. Томашув Мазовецки, Польша, сентябрь-октябрь 1939 г.
|
Канадский историк изучил вопрос о том, как поляки католического вероисповедания помогали немецким оккупантам в охоте за скрывавшимися евреями. В качестве вознаграждения можно было получить сахар, водку и бывшую в употреблении одежду.
Помощь из своекорыстия и жажды прибыли — можно ли вообще назвать нечто подобное помощью? Не присутствует ли в данном случае, по крайней мере, определенное количество альтруизма? К Михалю Козику (Michal Kozik) это, очевидно, не относится. С 1942 года по 1944 годы этот поляк-католик прятал еврейку Ривку Глюкман (Rywka Glueckmann) и двух ее сыновей в своем доме в городе Домброва-Тарновска (Dabrowa Tarnowska), расположенном примерно в 80-и километрах к востоку от Кракова.
Козик предоставил им убежище, но требовал за это деньги. Когда троим беглецам уже нечем было платить, он убил их топором. Крики этих людей слышали в нескольких соседних домах. Многие польские евреи искали для себя убежище во время Второй мировой войны. Дело в том, что немецкие оккупанты занимались «зачисткой» гетто, в которые в 1939-1940 году они были насильственно переселены, а затем жителей гетто отправляли в трудовые лагеря. Пытаясь избежать депортации, многие евреи скрывались в сельской местности. Они прятались в лесах или искали защиты у местного населения.
Для обнаружения скрывавшихся евреев немецкие полицейские, ответственные за поддержание оккупационного режима, пытались склонить преимущественно католическое и антисемитски настроенное сельское население к оказанию помощи в розыске евреев. Часто эти поиски превращались в охоту, продолжавшуюся несколько дней или даже целую неделю. Историк Ян Грабовски (Jan Grabowski) из Оттавского университета представил недавно в своей книге «Охота на евреев. Предательства и убийства в оккупированной немцами Польше» (Judenjagd. Verrat und Mord im deutsch besetzten Polen) результаты исследования этого аспекта Второй мировой войны, который до последнего времени по большей части не замечался.
В принципе, во враждебном отношении к евреям и в преступлениях, совершенных против них в XX веке в Польше, нет ничего нового. Наиболее известное преступление против европейских евреев после войны было совершено 4 июля 1946 года в городе Кельце. Польские ополченцы и гражданские лица в ходе погрома напали на чудом переживших холокост евреев, а спровоцировала эти события распространившаяся информация о совершенном евреями похищении ребенка.
Через три дня после погрома в Кельце местное население и военная полиция по распоряжению правительства были вынуждены посетить похороны жертв.
|
В ходе погрома были убиты 42 человека. Так же хорошо изучена и кровавая бойня в Едбавне. В этом небольшом городке, расположенном к северо-западу от Варшавы, 10 июля 1941 года толпа поляков согнала еврейское население на площадь. В присутствии немецких оккупантов некоторые евреи были подвергнуты издевательствам и убиты, а остальных поляки загнали в сарай и сожгли там заживо. В огне погибли в общей сложности 340 человек — мужчины, женщины и дети.
Когда американский историк Ян Гросс (Jan Gross) детально описал эти события в своей вышедшей в 2001 году книге «Соседи», эта публикация привлекла к себе интерес в Польше, а также в других странах. По мнению Гросса, все эти бесчинства не были спровоцированы немцами, и они не принимали в них участия, а присутствовавшие при этом люди в немецкой военной форме лишь снимали происходившее на пленку. Хотя польский Институт национальной памяти не смог опровергнуть результаты исследования Гросса, его подвергли резкой критике за то, что они приписал полякам активную роль в убийствах евреев.
Новое исследование Грабовски основано на польских, еврейских и немецких источниках, то есть на документах, свидетельских показаниях, а также на материалах судебных процессов, происходивших после войны. В его книге описаны специально организованные поиски евреев, которые проводились до чисток в гетто в 1942 и 1943 годах, а также во время них. Грабовски еще больше заостряет тезис Гросса. Ведь в Едбавне присутствовали, по крайней мере, «немецкие операторы», тогда как, по мнению Грабовски, в окрестностях города Домброва-Тарновска некоторые поляки по собственной инициативе и без участия немецких подразделений убивали евреев, скрывавшихся в их местности.
Пытаясь избежать отправки в трудовые лагеря, многие местные евреи бежали из гетто в леса и деревни этого округа. Они прятались в землянках и в других убежищах, а также в амбарах, конюшнях и бараках. Иногда они скрывались в подвалах или на чердаках в домах польских крестьян. Эти евреи жили в постоянном страхе и боялись, что будут обнаружены — или умрут с голоду.
Грабовски разделяет «охоту на евреев» на две фазы. Первая была непосредственно связана с «зачисткой» гетто и проводилась преимущественно немецкими спецподразделениями, польской строительной службой Baudienst и еврейской «Службой порядка». Тот, кому удалось избежать отправки в трудовые лагеря на этом этапе, становился мишенью в ходе второй фазы. Помимо немецких подразделений, в ней принимали участие отряды так называемой «голубой полиции», то есть поляки-полицейские, подчинявшиеся оккупационным властям.
Сельское население не получило указаний принять участие в вылавливании евреев. И в этом не было необходимости: многие гражданские лица, как следует из документов, участвовали в устроенной ловле евреев вполне добровольно и демонстрировали при этом усердие: они сообщали о скрывавшихся евреях полицейским, которые их отправляли в близлежащие места сбора,для последующей отправки в трудовые лагеря.
Как и во время облавы на зверей, польские крестьяне прочесывали леса, используя при этом палки для того, чтобы скрывавшиеся евреи оказались в конечном итоге в руках ожидавших их на краю леса ополченцев. Местные жители поджигали хижины, где, по их мнению, могли прятаться евреи, или бросали гранаты в подвалы, в которых они скрывались. Они выбивали двери и вышибали окна для того, чтобы обнаружить там евреев. Точно нельзя назвать количество евреев, которых польские крестьяне убили собственноручно. Только в Домброва-Тарновска погибли 286 человек.
С помощью поощрений оккупационные власти пытались обеспечить участие местного населения в облавах. За каждого обнаруженного еврея выдавалась премия — например сахар, водка, картофель, масло или одежда схваченного человека. А того, кто помогал скрывавшимся евреям, в худшем случае могли и арестовать.
Тем не менее некоторые поляки оказывали евреям помощь. Но требовали за это много денег. Они заключали сделки с людьми, оказавшимися в безвыходном положении. Были и такие люди, которые прятали у себя евреев из любви к ближнему. 286 человек были убиты, однако около 50 человек в этом округе были спасены, и они остались живы благодаря поддержке поляков-христиан. Однако подобные случаи были исключениями.
На примере города Домброва-Тарновска Грабовски показывает: если бы не было участия местного населения, то большее количество евреев смогли бы чудом пережить холокост. Мотивы были различными: подстрекательство со стороны немцев, надежда на получение вознаграждения, страх наказания или просто существовавшие у поляков в течение столетий антисемитские предрассудки и обыкновенная корысть.
По материалам Джессики Каус (Jessica Caus)
Цитаты
«В нашей истории тоже есть темные пятна, и мы не можем их дальше замалчивать, как бы это ни было для нас больно, – заявил в начале апреля 2001 года президент Польши Александр Квасьневский израильской газете “Едиот Ахронот”. – Все тайны прошлого должны быть открыты. Подобные страшные события могут иметь разное происхождение, но не должно быть забыто главное: массовые убийства евреев поляками». Квасьневский признался в этом интервью, что не мог осилить более двух страниц в день, когда читал книгу «Соседи», – до такой степени его шокировали подробности погрома.
Ян Новак-Езеранский, один из боевиков Армии Крайовой, писал: «Неопровержим факт, что стариков и детей, мужчин и женщин в Едвабне с невероятной жестокостью убивали поляки... Если мы ждем от других удовлетворения за преступления против Польши и поляков, мы должны и сами проявить готовность дать удовлетворение за зло, причиненное ближним... Если мы добивались от России признания в Катыньском преступлении, оглашения имен виновников и обстоятельств уничтожения безоружных польских военнопленных в Катыньском лесу и других местах, то мы не можем выдвигать претензии к автору книги “Соседи” за то, что 60 лет спустя он установил и подтвердил документами массовое убийство, совершенное поляками в Едвабне, убийство, о котором мы предпочитали бы не помнить и не знать» («Жечпосполита», 26 января 2001 г.).
См. также:
Жидівська маячня
ОтветитьУдалитьВот и обьясните или покажите эти материалы Премьер министру Израиля -а то он хоть и еврей,-а не знает трагичные судьбы миллионов евреев Европы.
ОтветитьУдалитьНеобходимо знать правду и помнить.
ОтветитьУдалитьДабы не повторялось подобное.
К сожалению, сами евреи(и в Израиле, и на Украине, и в России) после Эвромайдана на Украине в немалом количестве стали жидобандеровцами — и ЭТО есть самое подлое в отношениии их погибших и замученных нацистами предков. Официальный Израиль тоже принял сторону укр.хунты и принимал на лечение нацистов из добровольческих батальонов, проводивших карательные операции против мирного населения Донбасса. Только об этом все молчат...
Ну если молчите о своих моральных преступлениях — тогда не обвиняйте других в том же.