Псков был захвачен вермахтом 9 июля 1941 г., а освобожден через 3 года - 23 июля 1944 г.
Псковский уезд являлся территориальной единицей, созданной оккупантами вместо области. Административное управление в уезде осуществлялось уездной управой. Территория Псковского уезда была разделена на районы.
Орган местного самоуправления во Пскове — Уездная управа подчинялся местной германской военной
комендатуре. Она действовала под руководством городского головы (обербургомистра).
Псковский градоначальник Черепенькин получал жалование сразу в трех местах, будучи бургомистром, начальником отдела пропаганды и директором музея.
Во Пскове управа находилась в непострадавшем от бомбардировок
двухэтажном особняке в центре города. В нем было 30 просторных кабинетов
для чиновников, а также поликлиника, зубоврачебный кабинет, столовая,
склад, мастерская и хозяйственные кладовые.
Управа определяла различные виды налогов и сборов с
населения. Необходимость объяснялась потребностью «покрывать расходы
при восстановлении разрушенного большевиками хозяйства». К коммунальным
сборам относились плата за воду (канализацию, колонку или водопровод) и
за электроэнергию. При этом для граждан и промышленных предприятий
устанавливались различные расценки. Так, во Пскове с сентября 1941 года
за киловат/час частные квартиры платили 40 копеек, учреждения,
индустриальные и ремесленные предприятия — 80 копеек, а торговые
предприятия - 1 рубль 20 копеек.
Плата за воду принималась в кассе городского управления, за электроэнергию — в кассе электростанции.
Подробно регламентировалась квартирная плата. Все
жилье было разделено на четыре категории: квартиры в хорошо
оборудованных домах в центре города с водопроводом и канализацией;
дома без водопровода и канализации; квартиры,
находящиеся в предместьях города; квартиры в подвальных и полуподвальных
помещениях. Оплата варьировалась от трех рублей до 50 копеек в месяц за
1 квадратный метр.
Однако основные платежи приходились на подоходный налог, промысловый налог (патенты) и плату за аренду промышленных помещений.
Парикмахерская в оккупированном Пскове |
Подоходный налог взымался с рабочих и служащих, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Он принимался в городской кассе, и его сумма зависела от месячного заработка. Так, доход до 100 рублей в месяц данным видом налога не облагался. Со 101 по 300 рублей он составлял 6 %, с 301 по 600 рублей — 8 %, а свыше 600 рублей — 10 % от суммы заработной платы.
Что касается промыслового налога, то плательщиками являлись торговцы, ремесленники, портные, сапожники, часовщики, столяры, жестянщики, хозяева промышленных предприятий. Его сумма зависела от прибыльности того или иного вида профессиональной деятельности.
Недвижимость делилась на три основные категории: торговые предприятия; фабрики и ремесленные предприятия; склады. С магазинов в центре города ежемесячно взымалось 15 рублей налога и плюс 3 рубля за каждый квадратный метр, на окраинах — ежемесячно 10 рублей и плюс 2 руб. 50 коп. за каждый квадратный метр. Владельцы ларьков, вне зависимости от их нахождения, выплачивали 25 рублей в месяц. Владельцы фабрик и складов платили от одного до двух рублей за каждый квадратный метр своих производственных площадей.
Также в отдельных районах были введены еще и местные налоги: с торгового оборота, налог на здания в размере 1% от их стоимости.
Роспись всех видов налогов вносилась бургомистром на утверждение немецким комендантом.
Об общем размере денежных налогов, которые взымались с городского населения, можно судить по официальному отчету Псковского финансового отдела. С 1 августа 1941 года по 1 марта 1942 года с населения было получено свыше 1 миллиона рублей.
В Псковской газете «За Родину» в течение всех лет оккупации существовала
рубрика «Беседы с Домной Евстигнеевной», где носителем исконной
народной мудрости выступала деревенская богобоязненная старушка. Из
номера в номер в ее уста коллаборационистскими журналистами вкладывались
следующие мысли: «Потерял народ наш разум, когда жидовских вшей себе за
шиворот пустил. Вот они его и объели. Ну, да война выучит, жидовскую
храбрость мы знаем. Немец ему в печенку въелся, вот он русский народ и
гонит на убой за свои жидовские интересы»
При городских управлениях создавались
юридические отделы. При них действовали столы записи актов гражданского
состояния. К функциям последних относились регистрация браков, рождений и
смертей.
В своих действиях они руководствовались различными
инструкциями и указаниями, исходившими как от немецких, так и
коллаборационистских органов власти. В средствах массовой пропаганды эти
документы характеризовались как «правила, упорядочившие брачные
отношения и ликвидирующие хаос, вызванный в этой области большевизмом».
Они были приняты практически во всех крупных городах на территории РФ,
оказавшихся под немецко-фашистской оккупацией. Так, во Пскове в начале
1942 года отдел записей актов гражданского состояния получил от
городской управы подробную инструкцию о совершении бракосочетания. В ней
писалось о том, что «брак не есть обыкновенный договор или просто
заявление должностному лицу в обыкновенном смысле. Своим заявлением
вступающие в брак обязуются не только жить вместе и поддерживать друг
друга, но и основывают совместную жизнь и в духовном отношении. В
благоустроенном государстве такая связь не может возникнуть без ведома и
содействия государственной власти. А потому здесь необходимо
вмешательство государственного учреждения, в данном случае — стола
записей актов гражданского состояния».
Отмечалось, что стол ЗАГСа должен был охватывать все
изменения в гражданском состоянии каждого лица в отдельности. Одна из
основных целей стола загса формулировалась следующим образом: «В
некоторых случаях брак может быть не разрешен, нежелателен или
недопустим в интересах отдельных лиц. Поэтому до заключения брака
следует точно установить, может ли быть в данном случае совершено
бракосочетание. Если, таким образом, в настоящее время брак является
актом выдающегося значения, то и оформление его должно быть совершено
соответственно этому значению».
Пойти в церковь и обвенчаться там по религиозному обряду
можно было только после регистрации брака в отделе записи актов
гражданского состояния. Во Пскове совершение церковного обряда
могло было быть осуществлено лишь после регистрации брака в городском
управлении. Силу документа имели лишь записи в метрических книгах
городского управления. Священнослужителей и мирян предупреждали о том,
что «засвидетельствование браков, совершенных в церкви, не заменяют
собой указанных записей в столе загса».
Расторжение браков на оккупированной немцами территории России было воспрещено.
* * *
На Северо-Западе России наиболее крупный отдел
германской пропаганды размещался во Пскове. Первоначально его возглавлял
капитан Мореншильд, а затем, с начала 1943 года, капитан Кельбрант. В
состав отдела входили «группа культуры», «группа активной пропаганды»,
«группа прессы» и «группа фильм», с подчиненными ей киномастерскими.
Группе активной пропаганды, в свою очередь, были подчинены ансамбль
«РОА» (с лета 1943 года), группа цензуры, подотдел по оформлению
фотовитрин и склад антисоветской литературы. На службе в группе активной
пропаганды состояло более 20 русских агентов-пропагандистов, окончивших
пропагандистские школы в Германии (Дабендорф и Вустрау). Эти
пропагандисты имели специально отработанные лекции, с которыми выступали
перед мирным населением. Также они готовились для ведения пропаганды,
направленной на бойцов Красной Армии и партизан.
В контакте с отделом пропаганды работало местное отделение «Остланд-Прессе-фертриб» (Восточное производство печати), занимавшееся распространением антикоммунистической и антисемитской литературы, газет и журналов через сеть киосков и магазинов.
Практически во всех крупных населённых пунктах, оккупированных нацистами, был начат выпуск газет. Так, только на Северо-Западе России выходили: во Пскове — «Псковские известия», «Псковский вестник», «За Родину» и «Доброволец» (с 1943 года), в Дно — «За Родину», в Луге — «Лужский вестник», в Острове — «Островской вестник», «Труд и отдых» в Гатчине, «Порховский вестник» в Порхове и др. Периодичность изданий была от одного до пяти номеров в неделю, тираж от нескольких сот до нескольких десятков тысяч экземпляров. Такое явление наблюдалось и в других регионах нашей страны, оказавшихся под немецкой оккупацией.
Редакция псковской (г. Дно) газеты За Родину! |
По своему оформлению и манере подачи материала
коллаборационистские издания изначально являлись копиями с газет
фашистской Германии. Все номера обязательно начинались «лозунгом дня» —
кратко сформулированной информацией о характере подачи материала на
текущий день. Подобная практика была введена в 1940 году заместителем
Йозефа Геббельса Отто Дитрихом и неукоснительно соблюдалась журналистами
коллаборационистских газет.
Первое время работа редакции зачастую сводилась к компиляции немецких газет и адаптации статей из них для местного читателя.
Но после срыва плана «молниеносной войны» этого стало явно
недостаточно. Для успешной организации пропагандистской и
контрпропагандистской работы возникла необходимость в принципиально
новом подходе к работе с читателями. От редакций коллаборационистских
газет оккупанты потребовали «наличие собственного стиля в подаче
материалов, который вызывает доверие у русского населения».
Уже в 1942 году начинается выпуск специальных литературно-художественных
журналов. В Берлине находилась редакция журнала «Мир» (ежемесячный
журнал по вопросам политики, хозяйства и культуры, издавался с ноября
1942 года). Во Пскове выходил «Вольный пахарь» (ежеквартальный журнал по
вопросам политики и «цивилизованного землепользования»).
Целую серию художественных статей, рассказывающих о
трагедии русского народа и русской культуры, написал заместитель
главного редактора газеты «За Родину» (Рига) Б. А. Филистинский. Этот
автор в
1943-44 годах преуспел на журналистском поприще. В своих материалах
Филистинский использовал как собственные воспоминания (с 1936 по февраль
1941 года он находился в местах заключения), так и материалы, которые
ему предоставлялись немецкими пропагандистскими службами.
Так, в статье «Театр в «вольном» чекистском городе
Чибью» говорилось о великолепном театре, который был создан из
заключенных для чекистов и членов их семей. Упор в ней делался на то,
что артисты и артистки были обязаны выполнять все сексуальные прихоти
своих хозяев и хозяек. Тех, кто уклонялся от этого, физически уничтожали.
В статье «Герои Соловков» с подзаголовком
«Воспоминания бывшего лагерника» рассказывалось о том, что в начале 30-х годов
чекист Петерсон создал из уголовников банду, которая грабила и убивала.
Часть похищенного он присваивал себе, а часть прятал в условленном
месте. Это позволяло ему быстро находить «преступников» и получать за
это различные награды.
Кроме «общих» материалов, которые показывали
жестокость, корысть, антинародную сущность ЧК-ГПУ-НКВД, некоторые статьи
адресовались конкретному читателю. Так, для крестьян писалось о том,
как в 30-е годы «вчерашний поощряемый земледелец или скотовод был
объявлен «кулаком» и ограблен, его самого и всю его семью угнали на
север гнить в лагерях НКВД. Генеральная линия партии вела Русь дальше и
дальше от обмана к обману, через холод, займы и лагеря — на убой в войне
за мировое господство интернационального кагала».
Интеллигенцию убеждали в том, что «все, что было сделано хорошего в так называемой "советской культуре", было плодом работы «недобитых», застрявших в зубах чекистской машины интеллигентов вместе с талантливыми представителями даровитого русского народа». В статье «Импровизированная выставка гениального самоучки» рассказывалось, как гениальный самоучка, поступивший в академию художеств, устроил выставку своих скульптурных работ, среди которых находилась кружка с надписью «помогите голодающему художнику». Это было воспринято как антисоветская агитация, за что его арестовало ГПУ и сослало на Соловки, где он и сгинул.
Всего Филистинский опубликовал в газете «За Родину»
несколько десятков статей, таких как «О Родине и большевизме», «Борьба
молодёжи с марксизмом», «Поэты-жертвы большевизма». Писал он так: «На
территории нашей страны идет небывалая еще в истории человечества война —
война между созидательными силами новой жизни и силами смерти и
косности — силами жидо-большевизма. Мы не сомневаемся в окончательной
победе жизни над смертью, творческой инициативы над безликой стадностью…
Хирургический нож вскрывает наше собственное тело. И мы должны эту
операцию признать необходимой. Пусть территориальные утраты и другие
испытания не смущают наш дух».
Весной 1943 года вождь Русского освободительного движения Власов совершил поездку по
оккупированным районам Ленинградской области. Он посетил города Псков,
Лугу, станцию Толмачево. Его выступления сводились к пропаганде так
называемой «национальной идеи» и «задач русского народа», которые он
противопоставлял борьбе советского народа с германским фашизмом.
«Русская национальная идея» трактовалась им как «идея, поднявшая весь
русский народ на борьбу против большевизма. Сталин по требованию
обстоятельств схватился за русскую национальную идею. Он использует ее
для того, чтобы отсрочить свою гибель, а затем уничтожить русскую
национальную идею, заставляя ее служить целям большевистской пропаганды».
Выступая перед сотрудниками псковской
коллаборационистской газеты «За Родину», Власов сообщил о том, что
«сейчас по ту сторону фронта людям живется тяжело. Там трудно
организовать восстание против сталинской клики. Но все же наши люди по
ту сторону фронта не дремлют. Они соединяются между собой и готовятся к
свержению ненавистного ига жидо-большевизма».
Задачи мирного русского населения оккупированных
немцами областей определялись следующим образом: «Сейчас мы, мирное
население освобожденных областей, ведем эту борьбу против большевизма
засевая поля, открывая магазины, приступая к ремеслам, службе в
учреждениях. Мы включаемся в тотальную войну против жидовско-сталинской
банды и тем создаем новую жизнь. Это идея русских. Русские идут в
Русскую Освободительную Армию и ради нее несут трудности тотальной
войны».
В начале 1943 года, во Пскове начал свою работу так называемый Русский национальный комитет. В него вошли все наиболее заметные коллаборационисты и «новые предприниматели» города и района. Свою деятельность они попытались развернуть на всей оккупированной территории Северо-Запада РСФСР. Ее возглавлял журналист выходившей во Пскове газеты «За Родину» Г. Я. Хроменко. От призывов к содействию всем мероприятиям немцев «комитетчики» перешли к попыткам создания «русских антибольшевистских сил». Было заявлено, что основными задачами РНК являются:
1) Оказание помощи немецким войскам в разгроме Красной Армии.
2) Вовлечение в состав Комитета молодежи и интеллигенции как основного резерва РОА.
3) Подготовка местных административных кадров
будущего русского правительства, которое придет к власти после победы
над большевиками.
4) Выявление лиц, тормозящих деятельность Русского комитета и изоляция их при помощи германского командования.
С целью вовлечения в Комитет новых участников инициативная группа опубликовала в коллаборационистской газете «За Родину» воззвание «Вечевой колокол зовет», в котором содержался призыв к населению вступать в ряды Русского национального комитета и оказывать немцам всемерную помощь, как моральную, так и материальную, в построении новой России.
Особых требований к людям, изъявившим желание стать
членами этой организации, не предъявлялось. Вся процедура приема
ограничивалась записью у Хроменко кратких биографических данных.
Официально членские взносы не собирались, но как уже указывалось, все
«комитетчики» активно участвовали в различных мероприятиях оккупационных
властей, в том числе, и по сбору пожертвований на различные нужды.
Весной 1943 года члены РНК обратились к германскому правительству и лично к Адольфу Гитлеру с просьбой о создании на оккупированной территории России единого русского правительства с одновременной мобилизацией в РОА всех совершеннолетних мужчин, способных нести военную службу. Одновременно с этим Черепенькин через русскоязычную газету «Новое слово», выходившую в Берлине, обратился с призывом к русским эмигрантам, проживающим в Европе, возвращаться на родину и помогать создавать здесь новое государство «без советов и коммунистов».
В мае 1943 года активисты РНК выехали в трехнедельную экскурсию по территории Германии. Они посетили следующие города: Берлин, Галле, Герлиц, Зальцбург и Дрезден. В них проходили встречи с ответственными работниками отделов пропаганды, бургомистрами городов и гауляйтерами. В своих приветственных речах псковские коллаборационисты говорили о своей преданности III Рейху, идеям национал-социализма и лично фюреру Великой Германии Адольфу Гитлеру. Кроме этого, в этих выступлениях раздавались призывы к представителям немецких властей как можно быстрее признать Русский национальный комитет как организующий фактор борьбы против большевизма. На обратном пути участники экскурсии пожелали встретиться с генералом Власовым. Такая встреча для них была организована. Власов призвал членов РНК к активной борьбе против большевизма и всесторонней помощи немцам.
Немецкие пропагандисты отлично понимали, что меткое народное слово
обладает большим воздействием на население. Некоторые тексты из их
листовок стилизировались под народную речь, с широким использованием
различных архаизмов. На Северо-Западе России этот жанр назывался «раек»
или «раёшник» (рифмованный прозаический рассказ от первого лица).
Героями его, как правило, являлись пожилые, умудрённые опытом люди.
Среди населения широко распространяли как листовки, так и номера
дновской и псковской газет «За Родину» с выступлениями «русского
крестьянина» и «Деда Берендея». Их заметки посвящались анализу дел на
фронтах, мероприятиям немецкой администрации, жизни в Советском Союзе.
Памятник Свастике в фашистском Пскове (1942-44 гг.) |
Весной 1942 года заведующий
строительно-ремонтным отделом городской управы А. Ф. Сыроватский (член
НТСНП) переделал монумент «Жертвам Революции». После установления на нем
свастики он стал назывался «Освобождение города Пскова от большевизма».
В Пскове имелись крупные театральные труппы, артисты которых получали продовольственный
паек и заработную плату.
В 1992 году в Санкт-Петербурге вышла книга мемуаров Н. К.
Печковского «Воспоминания оперного артиста». В ней говорится о том, что
«всенародная популярность великого артиста не спасла его от сталинской
тирании, бросившей без вины виноватого певца в концлагерь».
Во время выступлений на
оккупированной территории в его репертуаре не было ничего
антисоветского. Но дивиденты немецкой пропаганде он приносил огромные.
Это видно из многочисленных материалов в коллаборационистской и немецкой
прессе, освещавших его деятельность. Так, орловская газета «Речь»
писала 16 октября 1942 года: «Артист Мариинского оперного театра Николай
Константинович Печковский на днях дал во Пскове три концерта. Псковичи с
нетерпением ждали знаменитого русского артиста и чрезвычайно были рады
дорогому гостю, порадовавшему население своими прекрасными песнями.
Печковский не пожелал следовать с красной ордой, вожди которой
несомненно желали иметь при себе такого крупного деятеля искусства. "Я
рад служить своему народу и его освободителям — германским воинам», —
говорит Николай Константинович"»
Кроме оккупированной территории России, нацистские пропагандистские
службы организовали концерты Печковского в Риге, Таллине, Праге, Берлине
и Вене.
В ряде оккупированных городов Северо-Запада РСФСР — Пскове, Дно, Луге,
Острове — при Домах просветителей работали так называемые «народные
театры». Первоначально ставились лишь пьесы агитационного содержания:
«Волк», «Голубое небо», «СССР — смерть Сталина спасёт Россию».
Последняя, написанная пропагандистом из Дно Василием Ивановым,
рассказывала об аресте Сталина солдатами РОА80. Популярностью
среди населения они не пользовались, поэтому было принято решение
сделать все выступления бесплатными и как можно чаще выезжать в деревни.
Кроме агиток, в концерте использовались произведения русской классики:
Н. В. Гоголя и А. П. Чехова
К 1943 году при Домах просветителей на оккупированной территории России
стали повсеместно действовать так называемые «русские кинотеатры». Все
более заметным становился «местный колорит» — сюжеты, связанные с
Россией. Так, в июле 1943 года во Пскове демонстрировался кинофильм «Мы
видели Германию» — о поездке бургомистров и начальников районов
Северо-Запада России в Германию.
Во Пскове фашистам через месяц после взятия города удалось восстановить
радиоузел и городскую трансляционную сеть, выведенную из строя при
отступлении Красной Армии. Программа радиопередач строилась следующим
образом: до шести раз в день передавались «последние и фронтовые
известия», статьи из газеты «Псковский вестник» и рижской «Правды», до
3–4 раз в день транслировались концерты и записи на грампластинках, в
репертуар включались русские народные песни, рассказы, музыка и т. п.
Иногда на мелодии советских песен исполнялись произведения фашистского
содержания. С1942 года сотрудники псковского Дома просветителей стали
организовывать по радио выступления лиц, «пострадавших от
бандитов-партизан», и «раскаявшихся в своих преступлениях партизан».
* * *
Перед войной во Пскове не осталось ни одного действующего храма. Последнее прибежище верующих, маленькую кладбищенскую Дмитриевскую церковь, располагавшуюся за городом, закрыли в апреле 1941 года и передали под склад.Всё это оскорбляло и унижало чувства тысяч верующих. Русское население, в особенности проживающее в сельской местности, к 1941 году оставалось в большинстве своем религиозным. Начавшаяся война ещё сильнее обострила это чувство.
Что касается руководства фашистской Германии и национал-социалистической партии, то еще в 1921 году Альфред Розенберг во время встречи с русскими монархистами обсуждал план создания кадров священников для будущей России.
Так, с первых дней своего пребывания на Ленинградской земле захватчики осуществляли свой план по возрождению религиозных культов. Только на территории Новгородчины было открыто 40 новых церквей, на территории Псковщины — более 60. В самом Пскове стали действовать 6 храмов.
Немцы в Кремле, у колокольни Троицкого собора. Август 1941 года |
Одним из немногих православных монастырей России, никогда не прекращавших своей деятельности, является Псково-Печерский. Он находится на той территории, которая с 1920 по 1940 год входила в состав буржуазной Эстонской республики. Большинство монахов были настроены крайне антисоветски, и приход немецких войск в июле 1941 года ими был встречен с большой радостью и воодушевлением. Это объяснялось тем, что с первых дней восстановления советской власти в Печерском районе они почувствовали крайне негативное отношение к себе. Многие из них были арестованы советскими органами государственной безопасности.
Крестный ход на Советской площади в августе 1941 года. Позади сгоревшее здание Пассажа. Июль 1941 года |
При Печерском монастыре с самого начала прихода немцев до дня их ухода, то есть до августа 1944 года, в киоске продавались журналы «Православный христианин» и календари, издаваемые Православной миссией, где печатались антисоветские статьи. Эта литература «залеживалась», то её бесплатно распространяли среди прихожан также отправлялась в трудовые лагеря, где содержалось русское население, мобилизованное оккупантами для строительства оборонительных сооружений и дорог.
В Печерском монастыре издавалась и своя газета для прихожан. В ней помещались материалы чисто религиозного содержания.
Настоятель Псково-Печерского монастыря Павел Горшков с представителем немецкой комендатуры |
Советская разведка несколько раз пыталась использовать Псково-Печерский монастырь как свое прикрытие. Но все попытки внедрить туда свою агентуру под видом монахов оканчивались провалом. Настоятель монастыря П. М. Горшков (монашеское имя Павел) регулярно информировал германское командование о всех посторонних и подозрительных лицах. По его информации немцы несколько раз устраивали засады и аресты.
Настоятель Псково-Печерского монастыря Павел Горшков с представителем немецкой комендатуры |
22 июня 1942 года гебитскомиссар Псковского округа получил из Печерского монастыря письмо следующего содержания: «Почтительнейше имею честь Вам доложить, что 21 сего июня было совершено молебствие о даровании нашим освободителям окончательной победы над богопротивным большевизмом.
Да поможет Господь Бог победоносной Великогерманской армии и ее великому вождю Адольфу Гитлеру в окончательном уничтожении безбожного коммунизма». Оно было подписано настоятелем монастыря. Так же монастырь торжественным богослужением и крестным ходом отмечал день захвата Печер германской армией
Первым начальником псковской Православной миссии стал протоиерей Сергий Ефимов, в октябре 1941 года его сменил протоиерей Николай Коливерский, после смерти которого в октябре 1942 года новым начальником был назначен протопресвитер Кирилл Зайц. Его помощником стал священник И. Легкий, членами управления миссии — протоиерей Н. Шенрок, священник Г. Бенигсен, секретарем — священник Н. Жунда. Для связи с местами и наблюдения за духовенством в 1942 году был организован институт благочинных в округах: Псковском, Новгородском, Порховском, Гдовском, Дновском, Островском, Гатчинском, Славковичском, Солецком, Ушаковском, Карташевском. Миссия стремилась взять управление в свои руки, она не только наблюдала за храмами, но и назначала новых священников.
Территория, находившаяся в ведении миссии, включала в себя все районы Ленинградской области, оккупированные немцами (за исключением Ямбургского и Волосовского — они находились под церковной юрисдикцией эстонской Нарвы), а также северная часть Калининской области, на этой территории проживало в 1941 года свыше двух миллионов человек.
Аборигены устроили крёстный ход. У забора с любопытством наблюдают немецкие солдаты. |
В условиях войны и, как следствие этого обострения религиозных чувств населения, церковь пользовалась огромным влиянием. Так, в январе 1942 года в крещенском крестном ходе участвовало 40 % (10 тыс. из 25 тыс.) оставшегося во Пскове населения.
Во Пскове, при церкви Дмитрия Солунского, в 1942 году стал действовать приют для сирот на 15 человек. В него принимались дети от 8 до 15 лет. Для этой цели был отремонтирован дом, принадлежавший Дмитриевской церкви. Через прихожан собиралась вся необходимая обстановка — кровати, мебель, постельное белье, столовая и кухонная посуда. Продукты частично приобретались на средства, пожертвованные прихожанами, частично приютские дети сами выращивали овощи для себя. Предполагалось, что приютские дети будут воспитываться как христианские миссионеры для религиозно-нравственной работы среди своих сверстников39. Псковский священник Георгий Бениксен по предложению псковского отдела пропаганды с сентября 1942 года стал заведовать отделом детских передач псковского радиоузла. В этих передачах принимали участие не только священники, но и воспитанники церковной школы. Что касается взрослых, то для них еженедельно выходил специальный «религиозный час». По средам шли серии передач «Ученые и религия» и «Святые русской земли».
1 октября 1942 года во Пскове при церкви Дмитрия Солунского открылись церковный детский сад и церковная школа. В первый принимались дети дошкольного возраста, во вторую школьники, закончившие четыре класса начальной школы41. В Псковской художественной школе обучались 60 юношей и девушек в возрасте от 17 до 22 лет. Закон Божий являлся одним из основных предметов. Это можно объяснить тем, что учащихся готовили во многом для церковных мастерских.
Тесные связи наладились между русским духовенством и непосредственно самим генералом А. А. Власовым. Последний в мае 1943 года посетил Псково-Печерский монастырь. В своем выступлении перед монахами он заявил о том, что идет воевать за свободную Россию без большевиков и попросил настоятеля благословить его. Настоятель не только благословил его «на крестовый поход против жидо-большевизма», но и, земно поклонившись, подарил ему икону. После этого монастырь несколько раз посещали представители РОА. Перед власовцами, выстроенными возле Успенского собора, выступал настоятель. Он благославлял их «на бой с большевиками до победы». Во Пскове во время выступления перед горожанами Власов сказал: «Нет ничего прекраснее обрядов Православной Церкви. За две тысячи лет христианство сделало так много хорошего для нашего многострадального отечества»
Немецкие плакаты и листовки на церковную тему,
выпущенные в первые дни оккупации, строились в основном на контрасте, с
активным использованием фотоматериалов. На одном листе изображались
красноармейцы, «выносящие по приказу Е. Ярославского церковную утварь из
храма», и «германские солдаты, помогающие жителям тушить их подожженные
дома». На всех уровнях населению доносилась мысль, что религия,
нравственность и советская власть — понятия несовместимые. Торжества по
поводу открытия новых храмов начинались следующими словами священников:
«Или есть Бог, тогда должны быть уничтожены злодеи-большевики, или есть
большевики и будут уничтожены храмы».
Ворота между Приказной палатой и Духовной консисторией с вывеской Антирелигиозный музей. Июль 1941 года |
Особенно сильное впечатление в этих условиях на аборигенов произвёл факт открытия Кафедрального собора в
Псковском кремле, где до этого размещался музей безбожников. Солдаты
германской армии во время трудного боя вынесли с риском для жизни из
церкви Вознесения богоматери в Тихвинском монастыре знаменитую икону
Тихвинской богородицы. 22 марта 1942 года эта икона при огромном
стечении народа была торжественно передана во Пскове православной церкви. После
этого основным местонахождением этой иконы стала хорошо охраняемая
оружейная комната псковской военной комендатуры. Ежедневно в 9 часов
икону отвозили в Троицкий собор, а в 18 часов возвращали оттуда назад.
Kreml in Pskow |
Marktplatz in Pskow |
* * *
Повсеместно запрещалось предоставление кому бы то ни
было ночлега без разрешения бургомистра. За нарушение накладывались
денежные штрафы до 500 рублей. Чтобы выявить людей, поддерживающих связь
с партизанскими отрядами и снабжающих их продовольствием, одеждой и
т. п., немцы систематически проводили обыски и облавы. В тех районах,
где партизаны действовали наиболее активно, подобные мероприятия
проводились регулярно, каждый раз в иное время суток. Во Пскове,
например, летом 1943 года облавы проводились 10–12 раз вдень.
Немецкая пропаганда всячески подчеркивала, что
«уголовники-урки» являются лучшими друзьями большевиков, поэтому борьба с
ними есть «выжигание каленым железом еще одного порочного пятна
большевистского прошлого».
Что касается законодательной базы, то в ряде местностей в судах
использовались советские законы (если они не противоречили распоряжениям
немецких властей). Те управы, которые имели штат юристов (или людей
себя таковыми считавшими), издавали собственные кодексы. На
оккупированной территории Северо-Запада РСФСР действовал «Псковский
гражданский кодекс», сочиненный бургомистром Пскова Черепенькиным в 1942
год.
Судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и нотариусы допускались к работе исключительно после утверждения их кандидатур немецким командованием. Все они давали подписку о том, что «повинуются установленному порядку управления». Местный суд не вправе был судить немцев и не мог разбирать дела «по преступлениям, затрагивающим интересы германской империи».
Гражданские иски, в которых хотя бы одной из сторон являлся немец, местные суды могли рассматривать только при условии, что он давал на это согласие.
В крупных населенных пунктах суды находились в ведении городской управы. К функциям ее общего отдела, согласно немецкой инструкции, относились: «право, суд, адвокатура, нотариат, подданство, загс, снабжение населения продуктами питания…».
Бургомистр, возглавлявший ее, являлся должностным и административным руководителем всех подчиненных ему чиновников, организаций и учреждений. Он имел право накладывать административные взыскания на население подведомственного ему района. На допросе в НКГБ бургомистр Пскова Василий Максимович Черепенькин заявил: «Да, я был председателем суда, председателем общества взаимопомощи, директором музея. Но на все эти работы я шел только из любви к русскому народу.
Занимая все эти должности, я был только русским для русских. Законы наши русские распространялись только на русских, немцы, проживавшие до этого в России, под эти законы не подпадали, и их судить мы не имели права. Председателем суда меня никто не избирал, я сам был назначен на эту должность согласно выпущенному немцами положению о судах. В суде рассматривались дела, за которые полагалось не более 3000 рублей штрафа. О принудительных работах, тюремном заключении наш суд не имел права выносить решения».
Слова Черепенькина не соответствуют действительности. Уже в конце 1941 года в его распоряжение были предоставлены бланки «Распоряжений о наложении административного наказания». Заполнялись они на двух языках: немецком и русском. В них имелись следующие графы, касающиеся лиц, привлеченных к административной ответственности: фамилия и имя, профессия, адрес проживания, год и место рождения. Налагал административное наказание, согласно этим документам, городской голова (бургомистр) или волостной староста. Утверждал его местный военный комендант.
В качестве возможных наказаний указывались денежный штраф, арест и принудительные работы.
Гражданские иски, в которых хотя бы одной из сторон являлся немец, местные суды могли рассматривать только при условии, что он давал на это согласие.
В крупных населенных пунктах суды находились в ведении городской управы. К функциям ее общего отдела, согласно немецкой инструкции, относились: «право, суд, адвокатура, нотариат, подданство, загс, снабжение населения продуктами питания…».
Бургомистр, возглавлявший ее, являлся должностным и административным руководителем всех подчиненных ему чиновников, организаций и учреждений. Он имел право накладывать административные взыскания на население подведомственного ему района. На допросе в НКГБ бургомистр Пскова Василий Максимович Черепенькин заявил: «Да, я был председателем суда, председателем общества взаимопомощи, директором музея. Но на все эти работы я шел только из любви к русскому народу.
Занимая все эти должности, я был только русским для русских. Законы наши русские распространялись только на русских, немцы, проживавшие до этого в России, под эти законы не подпадали, и их судить мы не имели права. Председателем суда меня никто не избирал, я сам был назначен на эту должность согласно выпущенному немцами положению о судах. В суде рассматривались дела, за которые полагалось не более 3000 рублей штрафа. О принудительных работах, тюремном заключении наш суд не имел права выносить решения».
Слова Черепенькина не соответствуют действительности. Уже в конце 1941 года в его распоряжение были предоставлены бланки «Распоряжений о наложении административного наказания». Заполнялись они на двух языках: немецком и русском. В них имелись следующие графы, касающиеся лиц, привлеченных к административной ответственности: фамилия и имя, профессия, адрес проживания, год и место рождения. Налагал административное наказание, согласно этим документам, городской голова (бургомистр) или волостной староста. Утверждал его местный военный комендант.
В качестве возможных наказаний указывались денежный штраф, арест и принудительные работы.
В соответствии с распоряжениями о наложении административных наказаний, штрафы налагались по очень широкому кругу дел: за кражи, драки, нарушение комендантского часа, нарушение светомаскировки, задержку в выплате налогов, опоздание на совещание или собрание, проводившееся немцами и их пособниками, и за многое другое. Но что считалось наиболее опасным?
Так, Павлова Ефросинья, рабочая, 26 февраля 1942 года была наказана денежным штрафом в размере 2000 рублей и принудительными работами на срок в четыре недели за то, что «дала своей сестре для продажи военные брюки-галифе немецкого производства». Домохозяйка Поташова Анна отправилась на 10 дней в тюрьму, предварительно заплатив штраф в 200 рублей за то, что без разрешения пользовалась электричеством. Предприниматель Панков Михаил выложил 3000 рублей за торговлю сахарином, а швея Фомина Екатерина — 300 за покупку на рынке немецкого одеяла. Штрафы в 100 рублей полагались за «Нарушение постановления городского управления об очистке», «Продажу в небазарный день молока» и даже за «Нарушение постановления комендатуры о пребывании в чужих квартирах в запрещенные часы». В качестве доказательства вины обычно выступало собственное признание. Как видно, наиболее сурово нацисты и их пособники наказывали за административные правонарушения, связанные со сделками по продаже немецкого военного имущества.
Осуществляя свою политику в сельском хозяйстве, оккупанты стремились создать такую систему, которая позволила бы накормить как солдат вермахта, так и значительную часть гражданского населения в Германии, а также создать стратегические запасы продовольствия.
Для осуществления этих планов во Псковском уезде каждому двору передавались в единоличную собственность полосы размером от 0,75 до 2,5 га в зависимости от числа едоков.
Имеются следующие сведения о нормах обязательных поставок, которые заменяли налог:
Псковский уезд: молока — 94 л с коровы; льна - 165 кг трепаного льна или 720 кг тресты с га; льняного семени — 75 кг с га.
Во Пскове и Порхове работали овчинно-тулупные предприятия, выделывавшие тулупы, шубы, жилеты, теплые одеяла и перчатки из захваченных немцами значительных запасов овчин и кож.
В своем развернутом докладе 22 марта 1943 года, посвященном году работы
Псковского районного управления, начальник района Горожанский, говоря о
развитии промышленности, смог отметить только такой факт: «Организуем
выработку гонта, деревянного кровельного материала, в котором ощущается
большая нужда как в городе, так и деревне. Гонторезный станок уже
приобретен».
* * *
Для удовлетворения половых потребностей
солдат и офицеров на оккупированной территории России открывались
публичные дома. Были среди них и фешенебельные: так, в Смоленске в
бывшей гостинице действовал бордель исключительно для офицеров-летчиков.
В нем работали профессионалки, прибывшие из Польши и Франции.
Публичный дом в Пскове |
В Пскове немецкая администрация открыла для солдат два борделя. Проституток в них набирали из местного населения. Вскоре после освобождения Пскова от гитлеровцев обком партии получил от чекистов информационную записку о жизни города в условиях оккупации. В ней речь шла и о публичных домах:
«Публичные дома или «Бордель-хаусы» в Пскове
В Пскове на Горной и на Детской улицах были созданы крупные публичные дома или «Бордель-хаусы», как их называли сами немцы. В эти дома зачастую брали девушек даже несовершеннолетнего возраста. Часть девушек шла в эти дома из-за материальной необеспеченности, а часть для того, чтобы своим телом подзаработать себе лишние «тряпки» и пожить праздной и развратной жизнью. «Бордель-хаусы» у немцев пользовались большим спросом, и были дни, когда перед этими домами выстраивались очереди. Несмотря на еженедельный медицинский осмотр всех женщин этих домов, все же заражение венерическими заболеваниями шло взаимное, и большинство женщин из этих домов возвращалось с венерическими болезнями.Институт санитарно-поднадзорных
Так как имевшихся в Пскове публичных домов для немцев не хватало, то они создали так называемый институт санитарно-поднадзорных женщин или, просто говоря, возродили свободных проституток, которые торговали своим телом на улицах города. Периодически они также должны были являться на медосмотр, о чем получали соответствующие отметки в особых билетах, которые получали на руки. Занятие проституцией без специальных билетов немцами юридически запрещалось, но фактически оно процветало, т.к. немцы своей разнузданностью в разврате способствовали этому.Списки санитарно-поднадзорных установлены, фотокарточки сотрудников бордель-хаусов имеются».
Псковская девушка и ее немецкий «ухажер» |
У немцев было много способов привлечь местных женщин к работе в борделе.
Главной приманкой служили деньги и еда. Уборщица здесь получала 250
рублей (советский рубль ходил на оккупированной территории наравне с
маркой по курсу 10:1), врач и бухгалтер — по 900 рублей, а сами
труженицы постели зарабатывали примерно по 500 рублей в неделю.
Псковская девушка и солдаты |
В газете «За родину» было опубликовано характерное стихотворение «О пользе изучения языка»:
Всегда пригодится любая наука –
немецкий и русский хорошая штука.
Но странен учащимся выбор и вкус,
все девушки учат «их либе» и «кус».
Но знанье без практики – дело пустое,
и там, где учащихся встретится двое,
только и слышишь из девичьих уст:
«Ах, милый, ах, милый, еще один "кус"».
А он отвечает с досады, хоть плюй:
«Ах, медхен, ах, медхен, нох айн поцелуй».
(Для не вполне владеющих немецким: «их либе» – я люблю, «кус» – поцелуй, «медхен» – девушка.)
* * *
Для проведения полицейских акций против советских диверсантов создавались
специальные подразделения. Так, в районе Пскова действовал специальный
антипартизанский орган «Референт-Н». Завербованные им агенты должны были
выявлять коммунистов и комсомольцев, оставшихся в городе, лиц,
поддерживающих связь с партизанами и подпольщиками или проявляющими
недовольство оккупационным режимом
Гестапо вело среди местных жителей вербовку агентов для заброски в
советский тыл. Немцы стремились завербовать таких агентов из числа
арестованных членов ВКП (б), ВЛКСМ, бывшего советского актива, а также
среди военнопленных. С той же целью вербовалась молодежь и подростки
14–19 лет. Обучение завербованных проходило в специальных школах и
продолжалось около месяца. Так, в одной из таких школ, которая
функционировала около Пскова, курсанты разбивались на группы по 3–4
человека. Каждую группу обучал немецкий офицер, который затем
перебрасывал ее в тыл Красной Армии по заранее определенному маршруту
В спецшколах преподавалась техника сбора сведений о советских
вооруженных силах, распознавание советского вооружения, обмундирования и
знаки различия Красной Армии. Кроме того, учащиеся подвергались
усиленной пропагандистской обработке. В частности, им показывали
кинокартину «Разгром и отступление Красной Армии». Общение курсантов с
внешним миром было категорически запрещено. Здания школ охранялись
наружной и внутренней охраной.
См. также:
Русская деревня в объективе немецкого солдата
«Духовные скрепы» в русских школах на оккупированных немцами территориях
На России закрыли фотовыставку о немецкой оккупации за "пропагандирующие фашизм" улыбки
Советский Союз глазами немецких солдат
Мракобесие на России: журналистку из Смоленска осудили за фото ее двора времен Второй мировой
Русский коллаборационизм во время Второй мировой войны
Коллаборационизм, «пособники немцев», предатели... Ага, миллионы людей – предатели. Вот кому выгодно чтобы через 70 лет после окончания Второй Мировой Войны миллионы людей были преданы ВЕЧНОЙ анафеме, только за то, что они выступили с оружием в руках или просто были против еврейско-советской власти и были союзниками немцев? Современной русской христианской православной церкви это выгодно? Тогда это весьма странная «русская» церковь, которая своих же единоверцев записала в ВЕЧНЫЕ предатели в угоду евреям и сталинистам. Не правда ли? И тогда где её христианские ценности и любовь к ближнему? В каком ГБистском отделе пишутся её ценности?
ОтветитьУдалитьне все так просто дружище. каждый выживал как мог. как и немцы после поражения.
УдалитьНо немцы не корчат из себя вечных великих благодетелей, вечных ангелов с белыми крылышками, более всех вечно пострадавших и вечных спасителей всех от всех, как это делают русские и евреи.
УдалитьИ что именно, «не всё так просто»? Что с 1917 года существует симбиоз между русской православной церковью и КГБ (ФСБ)? А что тут такого сложного? Это очевидный факт.
Могу рассказать со слов моей бабушки. Когда на Украину пришли немцы, комиссары ездили по селам на грузовиках и загребали всех подряд на фронт, забрали и моего деда, но разговор не о нем. Через какое - товремя пол села мужиков и дедов вернулись втихаря обратно. Вовать никто не хотел. Все ненавидели советскую власть, комиссаров и политагитаторов. Все помнили насильную коллективизацию, голодомор, посадки в тюрьму за сорванные колоски и репрессии 37 - 39 годов. Так что немцев обещавших свалиьь этот режим встречали с надеждой и без злобы. Единственное, что немного напугало, так это эсэсовцы, которые первыми входили в село, а регулярные части были очень добры к жителям села, никого не убивали и не вешали. Делайте выводы.
ОтветитьУдалитьМогу рассказать со слов моей бабушки.В деревне Черемошье Новгородской области в июне 41 г. почти всех забрали на войну.Никто втихаря не вернулся в свою деревню.Все честно воевали в 177 стрелковой дивизии и обороняли г.Лугу. Все из этой деревни забранные воевать в 41 году погибли.Но именно благодаря таким бойцам, а не трусам дезертирам с украины, русские победили немцев в 45.
УдалитьУкраинцев было в сов.армии 3,5млн, а в бандероформированиях 260тыс. Делайте выводы кто правее, а кто хочет сейчас переписать эту историю, тот сам тогда был бы коллаборационистом. И это никем не оправдать - советская власть приходит и уходит, а украинцы с русскими жили вместе веками в отличие от немцев. Вот и вся логика и выводы - кто против нашего союза, а ищет другого - тот предатель своей истории и народа.
ОтветитьУдалить