Последнее время всю историю Второй мировой войны пытаются подменить мифом "холокоста". На первый взгляд, многие статьи на сайте не имеют отношения к этому пропагандистскому мифу, суть которого заключается в подмене страданий сотен миллионов европейцев еврейскими страданиями, перевирании и выпячивании одних исторических фактов и игнорировании других. Однако, история не состоит из отдельных и изолированных явлений, поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии. Ревизия "холокоста" направлена на уточнение исторических фактов и создание сбалансированной картины происходивших событий. Чем более полной будет такая картина - тем меньше в ней места останется мифам "холокоста"..

Крым

Россия навеки покрыла себя позором, подло ударив в спину только что освободившейся от криминального режима разграбленной и ослабленной Украине. Оккупанты, вон из Крыма!

Всеобщая декларация прав человека

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 19 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года)

19.07.2013

Докладная записка Розенберга Гитлеру об обустройстве территории СССР

Необходимое предисловие 
22 июля 1940 г. в дневнике начальника штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта, генерала Гальдера, появилась запись о встрече с фюрером. Ему и главнокомандующему (на тот момент) генералу фон Браухичу было поручено немедленно начать подготовку плана военной операции против СССР. Военная политика Третьего рейха была далека от гомогенности и перспектива завоевания «жизненного пространства» на Востоке сулила многочисленным ведомствам в Берлине огромные возможности. По мнению рейхсминистра вооружений и военной промышленности Альберта Шпеера, «отношения между различными представителями высшего руководства можно понять, только если рассматривать их стремления и действия как борьбу за наследство Гитлера». Личная неприязнь, амбиции, желание власти и престижа, различие позиций, а также конкуренция между партией, госаппаратом, СС и вермахтом проявлялись в борьбе планов и полномочий по обустройству Востока.
Альфред Розенберг
Одной из фигур в этой борьбе был начальник внешнеполитического управления НСДАП, уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП Альфред Розенберг. Остзейский немец, он родился в 1893 г. в Ревеле (ныне Таллин), принадлежавшем царской империи. В 1910 г. поступил на факультет архитектуры Рижского политехнического института, а в 1918 г. закончил Высшее техническое училище в Москве. Во время учебы в Риге Розенберг был членом националистической студенческой корпорации «Рубония», где он познакомился с рядом людей, оказавшихся в 1918 г. вместе с ним в Мюнхене и сопровождавших его на протяжении всей его карьеры. В Мюнхене Розенберг познакомился с Гитлером и вступил в НСДАП, позже став главным редактором партийной газеты «Народный обозреватель» (Völkischer Beobachter).
Из протоколов заседаний Немецкой рабочей партии начала 20-х гг. видно, что её основатели считали одной из своих главных целей борьбу с марксизмом, который они рассматривали как оружие мирового еврейства. Еще в 1919 г. Карл Харрер заявил перед членами Политического рабочего союза: «Начиная со времён Французской революции, евреи стремятся к установлению мирового господства». Послереволюционные Россия и Германия рассматривались Харрером, Дрекслером и Эккартом как жертвы всемирного еврейского заговора. Поскольку союз с большевицкой Россией был неприемлем по идеологическим причинам, расчёт делался на постбольшевистскую «национальную», «здоровую» Россию. Вплоть до 1923 г. антибольшевистская агитация занимала главное место на страницах «Народного обозревателя» и в речах партийных руководителей. Как утверждал на страницах газеты Макс Эрвин фон Шойбнер-Рихтер, условием российско-германского союза должна стать победа «народного принципа» в обеих странах.
Остзейский немец, как и Розенберг, некогда член студенческого братства «Рубония», Шойбнер-Рихтер организовал сбор средств на покупку партийной газеты и финансирование движения. Он стал связующим звеном между Гитлером и Людендорфом и обладал широкими связями в монархических кругах белоэмигрантов, возникшими во времена антибольшевистской борьбы в Прибалтике, в которой на стороне немцев принимали участие и бывшие чины царской армии, а также во время поездки в Крым, где он по поручению немецких промышленников встречался с Врангелем. В 1921 г. в баварском Бад-Райхенхалле и в 1922 г. в Берлине он совместно с бывшим царским генералом и командующим войсками гетмана Скоропадского Василием Бискупским организовал конгресс русских монархистов. Идеолог «союза национальных сил» против большевизма, он стал создателем организации «Возрождение» (Aufbau), объединившей в своих рядах сторонников монархической контрреволюции в России и представителей немецких правоконсервативных кругов. «Возрождение» также поддерживало и представителей украинских сепаратистских движений в восточной Галиции, находившихся в оппозиции как по отношению к Польше, так и к Советскому Союзу. Шойбнер-Рихтер оказал значительное влияние на формирование взглядов Розенберга, получивших свое отражение в его внешнеполитической концепции «декомпозиции» СССР.
Внешнеполитическое управление НСДАП под руководством Розенберга с середины 30-х гг. занималось активной исследовательской деятельностью и представило целый ряд меморандумов, касавшихся разных аспектов восточно-европейской политики, подготовило карты местности и картотеки. При этом основное внимание управления уделялось Украине. Одним из проектов Розенберга было создание германо-итальянского института по изучению центробежных сил в Советском Союзе. Поскольку это предполагало делегацию представителей внешнеполитического управления в различные министерства Рейха, запланированная организация послужила прототипом будущего Имперского министерства восточных оккупированных территорий. Сам Розенберг видел в ней «центральный штаб по борьбе с мировым большевизмом». Организации так и не было суждено возникнуть, но планы по её созданию сыграли не последнюю роль в карьере Розенберга в связи с началом войны против СССР.
В июне 1939 г. начальник штаба внешнеполитического управления НСДАП Арно Шикеданц составил докладную записку на имя начальника рейхсканцелярии Ламмерса, в которой он описывал позицию управления: «Для решения восточно-европейского вопроса кроме сугубо военной подготовки решающее значение должны иметь и своевременные политические меры. Помимо управления восточными территориями при помощи военной силы, огромное значение для будущего обустройства Востока имеет политико-психологическая обработка населения – для частичного снятия военной нагрузки с одной стороны, и с другой для возможного использования отдельных народностей в интересах Германии». Из этого Шикеданц делал вывод о необходимости централизованного решения вопросов одной инстанцией, способной оценить историко-политические проблемы, имеющей связи с фигурами и группировками на подлежащих оккупации территориях, а также владеющей языками соответствующих народностей.
18 декабря 1940 г. Розенберг поручил начальнику восточного отдела управления Георгу Лейббрандту подготовку проекта возможного управления на территории СССР.
2 апреля 1941 г. Гитлер пригласил Розенберга на личную встречу. Во время беседы он сообщил ему о планах развития событий на Востоке. Разговор он завершил сообщением: «Для решения всего этого русского вопроса я хочу организовать бюро, и вы будете им руководить. Разработайте директивы по всем направлениям; все необходимые средства вам будут выделены». Розенберг преподнес фюреру докладную записку.
В ней предлагалось деление территории Советского Союза на 7 регионов. В основе концепции «декомпозиции» Розенберга лежало представление об СССР, как о русском центре (Московии), в ходе экспансии присоединявшем все новые и новые территории, на которых проживало отличное от русских в этнокультурном плане население. Путем оказания поддержки национально-патриотческим движениям и возрождения национального вопроса в этих регионах предполагалось стимулировать их отделение от московского центра. Это предполагало дифференцированный подход к обустройству каждого отдельного региона.
Гитлер в общем и целом одобрил проект Розенберга, но сделал некоторые замечания. Он заметил, что не собирается вводить войска в среднеазиатские районы СССР и уже поэтому считает создание округа «Русский Туркестан» бессмысленным. Он предоставил Розенбергу свободу обустройства Прибалтийских территорий и территории Белоруссии, но в то же время подчеркнул стратегическую важность Украины и Кавказа, необходимых Рейху в первую очередь как источник ресурсов. В связи с этим он посоветовал Розенбергу не увлекаться игрой в политику и не поддерживать на территории этих регионов полную самостоятельность. В этом заключалось принципиальное различие позиций фюрера и рейхминистра. Последний сделал поправки на замечания Гитлера и к 7 апреля подготовил вторую докладную записку, где он уменьшил количество рассматриваемых регионов, дал подробное историческое обоснование занятия территорий и уделил больше внимания военно-экономическим аспектам оккупации (данную докладную записку обвинение представило на Нюрнбергском процессе под номером PS-1018).
20 апреля 1941 г., в день своего рождения после официальной части Гитлер попросил Розенберга, Ламмерса и Геринга остаться. Он объявил о том, что отдает Розенбергу в его единоличное ведение управление территорией СССР, тут же, однако, оговорив, что Геринг и Гиммлер займут особое положение в системе выполнения задач. В тот же день был подписан соответствующий указ. 5 мая Розенбергу был выделен бюджет в размере 5 млн. рейхсмарок и выданы ключи от здания посольства более не существовавшего государства Югославия.
17 июля 1941 г. был издан указ Гитлера о назначении Розенберга на пост рейхсминистра восточных оккупированных территорий. В соответствии с ним рейхскомиссары должны были назначаться непосредственно фюрером, все остальные должности – рейхсминистром. Указ обнародован не был, поскольку предполагалось, что о создании рейхсминистерства будет сообщено, когда будет оккупирована достаточно большая территория. Официальное сообщение о создании Имперского министерства оккупированных восточных территорий появилось в прессе лишь в сентябре 1941 г.
Отто Бройтигам, дипломат, с мая 1941 г. прикомандированный Гитлером к рейхсминистерству оккупированных восточных территорий, познакомившийся с Розенбергом еще в 1925 г., будучи на службе в немецком консульстве в Харькове, так описал отношение своего начальника к России:
«Розенберг исходил из того, что Россия, независимо от формы государственного устройства, уже только в силу своих размеров, географического положения и природных ресурсов представляет опасность для Западной Европы. Эта опасность растёт от года к году с той же скоростью, с которой Россия расширяет использование своих огромных экономических возможностей. Теперь же эта страна ещё и попала в руки большевиков, провозгласивших своей конечной целью всемирную революцию, т.е. широчайшую экспансию власти, осуществляющих одну за другой пятилетки ради достижения заявленной цели – увеличения своего военного потенциала, и поддерживающих в боеготовности Красную Армию, в любой момент готовую обрушиться на Европу. После того, как надежда на поражение большевиков из-за внутренних конфликтов испарилась, в запасе осталась только возможность политического и военного давления извне. Таким образом Розенберг стремился к созданию общего антикоммунистического фронта. Сам он, насколько известно, никогда не подталкивал Гитлера к войне против СССР, но когда решение о начале военных действий было принято, попытался придать войне характер всечеловеческого крестового похода против «красной чумы». Поскольку же властный потенциал Востока не зависит от формы его государственного устройства, Розенберг хотел свести Россию до границ коренных русских областей и даже от этой территории отделить некоторые части, чтобы усилить положение нерусских народов». 
________________________________________________________ 
Совершенно секретно!
Касательно: СССР 

Докладная записка №2

Советский Союз предпринимает всё более интенсивные попытки игнорирования Договора о ненападении с Германией. Он вышел за рамки договорённостей, оккупировав Литву, и использовал военно-политическую обстановку для шантажа Румынии. Помимо этого, в Болгарии и Югославии Советский Союз постоянно вёл и по сей день ведёт пропаганду антинемецкого толка. И, наконец, заявление в адрес Турции выявляет ту же тенденцию к провоцированию осложнений в отношениях между Германией и другими государствами при каждой удобной возможности. При дальнейшем развитии этой тенденции и с учётом ряда выступлений ведущих большевистских лидеров на недавно занятых территориях, необходимо учитывать вероятность того, что при возможных военных тяготах Германии Советский Союз перейдёт к агрессивным действиям против рейха. Ввиду этой возможности, наш долг – теоретически подготовиться к подобному развитию событий и продумать меры, которые потребовались бы для осуществления немецкого контрудара.

Вопреки некоторым историческим представлениям прошлого, Россия несомненно является не однородным государством с единым господствующим народом, а государством многонациональным, даже если административная власть русских, казалось бы, полностью затмила данный факт. Ввиду развала царской империи, централистское советское правительство сочло необходимым хотя бы теоретически признать целый ряд национальных советских республик. В свете растущей необходимости дискуссии о европейском и внеевропейском Востоке понимание этого факта приобретает решающее значение как для военной оккупации, так и для постановки политических задач, а также выбора экономических мер в различных регионах, органически возникших под влиянием исторических и национальных сил. Общие соображения по этим регионам уже были изложены в Докладной записке №1. Ниже будут рассмотрены основные проблемы каждого из них, дан исторический обзор, обсуждены политические задачи и кадровые назначения на случай вышеупомянутого варианта развития событий.

Остзейские провинции и Белорутения (Белоруссия)

Исторически провинции Эстония и Латвия являются единым политическим организмом, судьбу которого ранее определял ныне покинувший эти земли немецкий правящий слой. В Литве наряду с собственно литовцами и поляками преимущественно господствовали русские, в то время как немецкое население занимало здесь менее влиятельные позиции. Главенствующее положение в экономике здесь занимали евреи. В условиях неизбежности военного конфликта и ввиду того, что исторический фундамент на этой территории был заложен 700-летним германским господством, а также учитывая тесную, непрерывную культурную связь с рейхом и знание немецкого языка, в будущем представляется необходимым более тесное объединение этой территории с Великим германским рейхом. Целесообразнее всего это было бы сделать в форме протектората, хотя употреблять данное обозначение применительно к подобной новой власти вначале было бы не обязательно. Из такой постановки целей вытекают следующие принципиальные соображения. Немецкие земельные владения на момент их экспроприации по площади были примерно равны провинции Восточная Пруссия. Большая их часть была позднее присвоена эстонцами и латышами, не предоставившими за них сколько-либо сопоставимой компенсации. Принципиально важно здесь было бы заявить о том, что эти немецкие земле- и домовладения, а также всё ещё имеющаяся культурная собственность являются плодами 400 лет труда немецкой нации, и поскольку отныне эти провинции освобождены от смертельной опасности большевизма, Германский рейх обладает историческим, а в настоящее время и политическим правом в целом считать всё перечисленное немецкой национальной собственностью. Так как сегодня эти провинции освобождены и завоёваны солдатами Великого германского рейха, собственность является великогерманской независимо от индивидуальныхвладельцев, ранее проживавших здесь. Таким образом земельная собственность является не прибалтийским, а общенемецким вопросом. Стоит добавить, что в 1918 г. прибалтийские дворяне предложили Германскому рейху треть всех своих владений, не получив позднее возможности выполнить это обещание. И в заключение, латвийское правительство торжественно обязалось предоставить членам Прибалтийского фрайкора возможность основать собственное крупное поселение, так и не выполнив условий данного соглашения. Итак, совокупность этих соображений обосновывает не только право на военную оккупацию, но и право немецкого народа на владение этой землёй и домами. В силу этих причин, а также в целях закрепления будущих позиций, возникает необходимость вначале немецкой колонизации, а позже, возможно, привлечения к ней и других германских народов. Преимущество в получении подобного права на собственность имеют в первую очередь те немецкие солдаты, которые в час отчаяния в 1918-1919 гг. проявили готовность продолжать борьбу и спасли Прибалтику от большевизма. Таким образом оставшиеся в живых члены Прибалтийского фрайкора, а также потомки погибших, имеют законное право на землю и жильё. Далее к этой группе относятся фронтовики, получившие награды за участие в войне, а также сыновья и дочери павших в бою. В-третьих, отличившиеся на этой войне жители Прибалтики. И, наконец, по обстоятельствам, немцы Поволжья и Кавказа, которых, стоит надеяться, окажется достаточно много для расселения на территории Остзейских провинций и рейхсгау Вартеланд. Политическая задача должна будет заключаться в обеспечении герметичности этих немецких районов поселения и создании особых предписаний по переселению и, отчасти, принудительному выселению эстонцев, латышей и литовцев. В Эстонии необходимо добиться установления немецких прав собственности в прилегающих к столице районах и во всей западной части страны. При этом значение имеют и следующие расовые аспекты: в ходе заселения этих районов эсты, вне всякого сомнения, застали здесь элементы готского населения, и хотя эстонский язык относится к финно-угорской группе, в течение 700 лет эсты сильно германизировались не только в духовном плане, но и в первую очередь по крови. Особо интенсивно в этой германизации поучаствовала шведская кровь. Шведские офицеры в соответствии с сословными взглядами тех времён стали прибалтийскими баронами, в то время как шведские солдаты ассимилировались с эстонцами. Население некоторых небольших островов у берегов Эстонии вплоть до конца мировой войны оставалось чисто шведским по своему языку и национальной одежде. Население северных и западных областей на 50% нордическое по происхождению либо по своей культуре. На юго-западе Эстонии, вблизи Чудского озера, имеет место славянское влияние, поэтому неслучайной здесь является определённая укоренённость православной церкви. Таким образом с расовой точки зрения планам онемечивания большей части эстонского народа ничего не препятствует, и процесс переплавки при осторожном и разумном руководстве всего за несколько поколений может дать гарантированный результат. Но поскольку после масштабной конфискации земельных участков в пользу немецкого народа территории окажется недостаточно, следует в качестве политической задачи подготовить план переселения расово отличных или нежелательных элементов восточнее Чудского озера. Развитие военных действий поставит нас перед необходимостью установления границы не по исторической линии Нарва – Чудское озеро, а заставит сдвинуть её дальше в направлении Ленинграда. Эта стратегическая линия будет определена в деталях Верховным командованием вермахта с учётом протекания рек и местонахождения болот. Эта область населена в прошлом родственными эстонцам племенами, которые на сегодняшний день уже полностью славянизировались и находятся на низкой ступени культурного развития. Здесь Германский рейх мог бы оказать помощь в предоставлении земельных наделов переселяемым сюда эстонцам, а равно и в возведении крестьянских усадеб. Благодаря этому между германизированной Эстонией и будущей территорией России вдоль линии соприкосновения войск в качестве прослойки окажется работоспособный и стойкий народ, имеющий все причины искать защиты у Германии, дабы его вновь не постигла участь, доставшаяся ему ныне от большевистских оккупантов, и против которой сегодня решительно выступают даже бывшие коммунисты. Эстонцы по своему характеру – умелый, бережливый и, в общем и целом, порядочный народ. При отчуждении немецких землевладений они повели себя по отношению к немцам наиболее объективно, не проявляя характерного для подавляющей части латышей и литовцев комплекса неполноценности. В силу этих черт характера обращение с эстонцами, предположительно, будет мягче, чем в других областях, что само по себе не отменяет твёрдости в достижении поставленных политических целей.

Латвия

Говоря о Латвии, надо отметить, что и в латвийском этносе существует прослойка, которую вполне можно назвать германизированной. Латвиец, однако, настроен по отношению к немцам намного враждебнее, чем эстонец и за эти 22 года в своих действиях он проявил характер, также отличный от эстонского. Некогда и летты застали здесь близкородственные пруссам племена ливов, несомненно имеющих примесь готской крови. В более позднее время, главным образом в Латгалии, произошёл сильный приток русского этноса, что и сформировало у латышей определенное, устойчиво антинемецкое отношение. Германизация латвийского элемента в Латвии, следовательно, будет осуществима в значительно меньшей степени, чем в Эстонии; более того, акцентирование внимания на подобных планах было бы нежелательным. В связи с этим восстановление германского права собственности на землю в Латвии приведёт к переселению либо депортации намного большего числа людей, чем в Эстонии.

Литва

То же, что следует учитывать в случае Латвии, относится, в первую очередь, и к Литве. Кроме того, слабо представленный в Эстонии и более заметный в Латвии, в особенности в Риге и Лиепае, еврейский элемент здесь успел превратиться в непрекращающееся повальное бедствие. По этой причине, наряду с обширным переселением латышей и литовцев потребуется полное очищение Остзейских провинций от евреев. На вопрос о том, куда деть все эти людские массы, помимо уже упомянутых районов для переселения из Эстонии, в качестве крупного резервата можно прежде всего назвать Белорутению. Посему эту территорию, уже обсуждавшуюся в Записке №1, стоит рассматривать если не как часть Остзейских провинций, то, во всяком случае, как необходимое дополнение к ним, пригодное для высылки нежелательного контингента. В будущем она, без сомнения, сможет принять и поляков из Вартеланда, присутствие которых в силу постоянного прироста немецкого населения станет там нежелательным. Итак, можно резюмировать, что Эстония, Латвия и Литва представляют собой исторически единую, географически примыкающую к Германии территорию, частью которой можно считать и Белорутению. Важную с политической точки зрения роль в будущем может сыграть нежелание литовцев, латышей и поляков, которых по возможности стоит расселять в восточной части Белорутении, в очередной раз оказаться под пятой великороссов. В любом случае, они смогли бы стать первым заградительным барьером на пути каких-либо попыток вновь вернуть такое положение дел. Поскольку Белорутения сильно заболочена, прежде чем начнётся переселение, Верховному командованию вермахта потребуется обдумать вопрос определения границ и с этой точки зрения.

Призывы сначала к вводу войск, а затем и к формированию политического руководства должны служить постоянным напоминанием о том, что 20 лет «независимости» доказали химеричность абсолютного суверенитета малых народов, живущих между двух крупных держав. Как только Германия перестала оказывать им поддержку в противостоянии военно-политическим замыслам Советского Союза, эти страны были захвачены большевиками и, если бы не немецкое вмешательство, они бы в течение нескольких лет прекратили своё существование как народы и были бы уничтожены навсегда. Германия, в свою очередь, не может закрывать глаза на исторические факты, когда встает вопрос о защите этих территорий, и поэтому будет вынуждена провести их долгосрочное обустройство в интересах немецкой народа, а в конечном итоге, и в интересах самих рассматриваемых народностей, даже если они могут быть сохранены лишь частично. В связи с чем, наряду с непосредственным созданием крестьянских поселений и учреждением доходных хозяйств, должно осуществляться их соответствующее ремесленное обслуживание и культурная организация. Немецкий язык должен стать государственным, а немецкая марка и немецкое коммунальное право должны быть провозглашены основой социально-экономической жизни. Политические объединения эстонцев, латышей и литовцев исключаются. Привлечение отдельных лиц к выполнению политических задач остаётся на усмотрение немецкого руководства. Как было сказано выше, обращение с населением должно зависеть от меры сотрудничества или сопротивления со стороны эстонцев, латышей и литовцев. Несмотря на необходимость непререкаемой твёрдости, создание бюрократического аппарата в той форме, которую имели органы военно-оккупационной администрации Прибалтики в 1917-18 гг., не рекомендуется. Столь детальная регламентация, по сути, не способствовала улучшению политического контроля, а лишь стала причиной постоянного недовольства и критики, доказав свою политическую бесполезность.

Украина

Украинский народ на протяжении многих веков находился в постоянной борьбе против поляков и русских. Первый город, основанный викингами, изначально являлся подлинной столицей всей Русской империи и был лишь намного позже потеснён Москвой. Великороссы оказались численно сильней и во многом стойче, кроме того, начиная с XVIII века они стали всё шире привлекать к руководству немцев, так что все договоры, предусматривавшие равноправие русских и украинцев, могли безнаказанно нарушаться Москвой. С исторической точки зрения, уже в давние времена существовала постоянная связь с Центральной Европой через Кавказ, территорию сегодняшней Украины, и народам этих пространств всегда удавалось найти общий язык. Так и после краха 1918 года украинское руководство сделало Верховному командованию вермахта предложение не возвращать войска домой, а принять украинское гражданство и задействовать немецких солдат на Украине против Москвы и большевизма. Для столь масштабных планов на тот момент не хватило политической решимости, и Украина, до этого уже занятая немецкими войсками, стала жертвой еврейско-большевистского террора. Украинский народ насчитывает примерно 44 миллиона человек, и, не претендуя на единственно верное определение его численности, можно безо всякого сомнения сказать, что наряду с великороссами украинцы представляют собой наиболее сильный противоборствующий элемент. По отношению к Украине должны быть сформулированы иные политические цели, нежели в Остзейских провинциях. Если применительно к последним приходится говорить об определённой форме немецкого протектората, то здесь необходимо со всем упорством добиваться создания независимого украинского государства, которое будет находиться в тесном, неразрывном союзе с Германским рейхом. Чтобы достичь этого, вермахт и политическое руководство должны с самого начала подчеркнуть, что немцы и украинцы никогда не вели войн друг против друга, что по отношению к украинцам всегда были и выражались симпатии, но русский царизм не позволял осуществлять политическое сотрудничество. Историческое обоснование этого взгляда было дано нижеподписавшимся 13 лет назад в специальном издании журнала «Мировая борьба» в статье «Украина – узловая точка мировой политики». При вводе войск на Украину необходимо быть готовыми к наихудшему. Обстановку там нельзя сравнить ни с одной из западноевропейских стран. Бывшая интеллигенция, надо полагать, по большей части расстреляна или замучена голодом, а другие слои населения 20 лет ничего не видели и не слышали о Западной Европе. Обобществление материальных благ и коллективизация крестьянства наверняка чрезвычайно сильно подавили имевшийся у украинцев инстинкт самостоятельности. Ранее украинец отличался от московитов своим представлением о собственности. Если московиты изначально были коллективистски ориентированы на общинное землевладение, то украинцы всегда отстаивали личную крестьянскую собственность. Это определяющее понимание собственности естественным образом формирует народный характер иначе и, в конечном счёте, и вовсе является проявлением жизневосприятия, отличного от того, которое было характерно для Москвы. Таким образом работа по созданию такого независимого украинского государства предполагает дальнейшее культивирование украинского языка, на введение которого в конечном итоге был вынужден пойти Советский Союз. В сфере украинского школьного и высшего образования будет необходимо сделать всё возможное, чтобы шаг за шагом менять мышление простого народа и фокусировать его на собственной государственности и союзе с немецкой нацией. Чтобы отыскать путь к душе украинского народа, одними из наипервейших мероприятий должны стать основание большого украинского университета в Киеве, развитие украинской письменности и украинского искусства в целом. Для Германии же Украина в первую очередь важна в качестве большой житницы Европы. Здесь мы также столкнёмся с большой разрухой, и поскольку трактор, как государственная собственность, заменил тягловый скот и лошадей, всё будет зависеть от того, будет ли у нас в распоряжении необходимое количество нефти, чтобы поддержать производство. Этот вопрос, в свою очередь, тесно связан с оккупацией областей Дона и Кавказа.

Итак, решающим вопросом остаётся энергичное и целеустремлённое увеличение производства хлеба на огромных украинских просторах; для решения столь масштабной задачи, которая при определённых обстоятельствах может сыграть решающую роль в судьбе Великого германского рейха, в качестве помощника политического руководства должен быть задействован первоклассный специалист.

Что касается валюты, то нужно отказаться как от немецкой марки, так и от русского рубля. Исходя из выше описанных политико-психологических соображений, необходимо будет, возможно по истечении определённого переходного периода, ввести привязанный к марке украинский карбованец.

Кавказ

Как уже было вкратце упомянуто в Записке №1, Кавказ населён таким количеством разнообразных народностей, что их этнологическая классификация оказывается практически невозможной. Наиболее культурно развитой составляющей народов Кавказа, несомненно, являютсягрузины, которые как в далёком прошлом, так и в недавнем времени сильнее других были связаны с европейской культурой. Поэтому военная и гражданская власть, скорее всего, будет опираться на этот народ, в отличие от армян, которых едва ли можно каким бы то ни было образом принимать во внимание. Кавказ – источник нефтяного богатства Советского Союза и, будучи неразрушенным, он сможет навсегда устранить зависимость Германии от внешних поставок нефти. Поэтому, наряду с политическим руководством, здесь необходимо заранее подготовить группу первоклассных специалистов в области нефтедобычи. Психологию всех кавказских народов можно охарактеризовать как антирусскую, несмотря на то, что русским царям удалось привлечь ко двору выдающихся сынов Кавказа и прельстить их большими почестями.

Дон и Поволжье

Несколько иначе, в отличие от антирусски настроенных Кавказа и Украины, обстоят дела в донских и поволжских областях. Здесь нужно констатировать сильное влияние великороссов, да и сами донские казаки раньше считались исключительно преданными царю войсками. При всей тщательности изучения ситуации, нельзя однозначно установить, как она развивалась здесь в течении последних десятилетий. Поэтому стоит исходить из того, что нам придётся иметь дело не с антирусски настроенным населением, а с неопределившейся прослойкой, чьё национальное самосознание не так явно выражено, как у народов Украины и Кавказа. Управление на территории Дона и Волги должно будет осуществляться, без сомнения, гораздо более жёсткими методами, чем в других областях. В то время как на Украине имеет смысл способствовать возникновению независимого государства, и наметить создание чего-то подобного на Кавказе, население обширных территорий на Дону и в Поволжье пока нужно воспринимать как противника. В дальнейшем, за счёт расширения территорий Украины или Кавказа, его можно будет отчуждать от собственности или нейтрализовать. Так как с точки зрения военной оккупации, видимо, будет необходимо овладеть линией Волги, стоит также обратить внимание на немецкое население Поволжья. Раньше поволжские немцы насчитывали почти 2 млн. чел., однако, начиная с 1914 г. часть из них была лишена собственности, изгнана или истреблена. На данное время их насчитывается, примерно, от 600 до 700 тыс. чел. Сказать, можно ли их спасти, сейчас не решится никто, однако, речь идёт о столь удаленном форпосте, что удерживать его в долгосрочной перспективе не представляется возможным. Поэтому стоит уже сегодня обдумать, не лучше ли всю эту группу, состоящую из первоклассных немецких поселенцев (швабов), компактно разместить где-нибудь на Украине или в Вартеланде и Остзейских провинциях.

Что касается немецкой собственности, то по отношению к Украине, Кавказу и Дону нужно подчёркивать то же, что и в Остзейских провинциях. Немецкие поселенцы были приглашены на эти земли бывшей Российской империей, и они здесь занимались не каким-нибудь ростовщичеством, а в течение столетий проводили грандиозную созидательную работу, которая в значительной мере превосходит по результатам деятельность как украинцев, так и русских. Немецкие и русские деревни отличались друг от друга как день и ночь, и именно поэтому немцы вызывали зависть своих нетрудолюбивых русских соседей. В связи с этим также нужно чётко заявить, что честно приобретённая немецкая собственность в этих областях была достоянием немецкого народа, и что освобождённые теперь страны и народы должны прежде всего признать этот принцип и компенсировать затраты соответствующим образом. Формы компенсаций можно будет определить позже. По имеющейся у нижеподписавшегося информации немецкие земельные владения на Украине, на Дону и в Поволжье по размерам примерно соответствовали территории Вюртемберга.

К масштабным задачам, охватывающим все территории, прежде всего относится организация судоходного сообщения между Чёрным и Балтийским морями, то есть немедленное начало строительства канала Двина-Днепр. В результате осуществления этого плана был бы организован общеевропейский экономический круговорот, в котором не только канал Рейн-Майн-Дунай, но и канал Двина-Днепр связал бы Чёрное море с ключевыми торговыми центрами Германского рейха и с его протекторатом в Остзейских провинциях.

Это лишь первые соображения, которые возникают при рассмотрении проблем, связанных с освоением Востока. Само собой разумеется, что в дальнейшем они породят огромное количество других вопросов, включающих политику, экономику, культуру и вопросы народностей, которые надо будет решать отдельно после детального ознакомления и учёта всех обстоятельств.

Таким образом для решения различных задач на этой огромной территории начать нужно, прежде всего, с разделения вопросов управления между тремя ведомствами: Рейхскомиссариатом Украина, Рейхскомиссариатом Кавказ и Рейхскомиссариатом Дон-Волга.

Касательно: СССР[*]

Большевистская Россия, так же как прежде и царская, представляет собой конгломерат весьма разных народов, возникший в ходе аннексии как близких, так и сильно отличных по своему национальному составу государственных образований.
Военный конфликт с СССР приведёт к чрезвычайно быстрой оккупации большой и значимой его части. Высока вероятность того, что за военными действиями с нашей стороны довольно скоро последует военных крах СССР. В этом случае оккупация территории породит трудности не столько военного, сколько управленческого и экономического характера. Здесь возникает первый вопрос:
Должны ли быть определяющими для оккупации исключительно военные, экономические нужды или же в продолжение экспансии будут учитываться и политические соображения по будущему разделу территорий? В последнем случае определение политической задачи имеет первостепенную важность, так как её выполнение, несомненно, отразится и на ходе военных действий.
Если целью наступления станет политический разгром ныне ослабленной восточной империи, то из этого вытекают следующие выводы:
1.    Оккупации подлежит огромная территория;
2.    Обустройство её отдельных регионов с самого начала должно быть ориентировано на достижение поставленных политических целей как в сфере управления, так и в сфере экономики, идеологии;
3.    Решение первоочередных для этих обширных регионов вопросов: прежде всего, обеспечения поставок военного назначения для продолжения войны против Англии, обусловленной этим необходимости поддержания экономической продуктивности и принятия абсолютно разных для каждого отдельного региона основных директив, – опять-таки разумнее всего было бы сконцентрировать в одной структуре.
Стоит ещё раз подчеркнуть, что и всё нижеизложенное предполагается принимать во внимание только после обеспечения поставок военного назначения с оккупированных территорий, необходимых Великому германскому рейху для продолжения войны.
Для человека, знакомого с Востоком, карта народонаселения России обнаруживает следующие национальные или территориальные единицы:

a)    Великороссия с центром в Москве,
b)    Белоруссия с центром в Минске или Смоленске,
c)    Эстония, Латвия и Литва,
d)    Украина и Крым с центром в Киеве,
e)    Регион Дона с центром в Ростове,
f)     Кавказский регион,
g)    Русская Средняя Азия, или Русский Туркестан.

A) Великороссия

По окончании татарского господства из Великого княжества Московского образовалась Российская Империя царистского типа. Этот центральный регион по сегодняшний день обладает наибольшим потенциалом. В случае начала военных действий, направленных против СССР, политическая цель будет заключаться в том, чтобы длительно ослабить эту область, тем самым обеспечив другим регионам возможность развития. При временной оккупации этой территории такое ослабление могло бы быть осуществлено тремя способами:

1) путём полного уничтожения большевистско-еврейской государственной власти без последующего создания нового единого госаппарата;

2) при помощи широкомасштабной экономической эксплуатации, как-то: конфискации всех накопленных излишков, машинного и, в первую очередь, транспортного оборудования, речных барж и т.д.;

3) путём присоединения больших частей этого центрального региона к подлежащим реструктуризации административным округам, в частности, к Белоруссии, Украине, Донскому краю.

Тем самым для всех остальных территорий также открываются возможности для широкого использования Московии в качестве места ссылки нежелательных элементов.

B) Белоруссия

Белоруссия – в культурном отношении, так же как и в экономическом, – представляет собой весьма отсталую часть СССР. Кроме того, это второй по величине в СССР еврейский резерват с полностью заселёнными евреями городами, такими как Белосток, Минск, Полоцк, Витебск и др.

Возрождение самостоятельной национальной жизни, так же как и создание жизнеспособной государственной структуры, можно рассматривать как чрезвычайно длительное и сложное предприятие. Беларусь культурно более отсталая, чем, скажем, Литва, и эксплуатируется еврейством в большей степени, чем Польша. Тем не менее, учитывая необходимость ослабления русского центра, подобные попытки стоило бы приветствовать.

СССР ограничил площадь Беларуси территорией от северо-западной границы с Польшей и приблизительно до р. Проня. Настоящей же столицей всего региона должен был бы стать Смоленск. К Белоруссии можно было бы причислить население или в административном порядке присоединить половину площади Смоленской области, а также часть административного округа Калинин (ранее Тверь). Благодаря этому граница Беларуси приблизилась бы к Москве примерно на 250 км.

Если возникновение самостоятельной политики рассматривается как желательное, то расчленение этой области, например, в пользу польского Генерал-губернаторства, не рекомендуется.
 
C) Эстония, Латвия и Литва

Относительно этих территорий встает вопрос, должна ли им быть отведена особая роль будущего района расселения немцев и ассимиляции расово наиболее пригодных.

Если такая цель будет поставлена, то для этого региона потребуются совершенно особые подходы в рамках общей задачи.

Это предполагает необходимость принятия мер по депортации широких слоёв интеллигенции – в частности, латышской – в коренные русские районы. Также нужно приступить к расселению значительной массы немецкого сельского населения. Возможно в этих целях после отфильтрации нежелательных элементов удастся изъять большой контингент подходящих для этого немецких поселенцев из числа поволжских немцев. Возможным представляется также заселение датчан, норвежцев, голландцев и – после победоносного окончания войны – англичан, с тем чтобы в течение жизни одного или двух поколений можно было присоединить эти земли в качестве вновь германизированных к коренным немецким территориям.

Выселение больших групп расово неполноценного населения из Литвы в этом случае окажется, скорее всего, также неизбежным.

D) Украина

Главным центром варяжского государства, правящий слой которого был образован скандинавами, стал Киев. Но даже после татарского нашествия Киев ещё долгое время играл роль контрполюса Москвы. Его национальный образ жизни, вопреки постулатам московитской историографии, доминировавшей во всей европейской науке, основывается, по сути, на почти непрерывной традиции.

Политической задачей на этой территории может стать содействие росту национальной самобытности, возможно, вплоть до создания суверенного государства, которое могло бы либо самостоятельно, либо во взаимодействии с Доном и Кавказом в форме Черноморского союза осуществлять постоянное сдерживание Москвы и гарантировать безопасность с востока для большого немецкого жизненного пространства. С экономической точки зрения этот район мог бы одновременно выполнять функции крупной сырьевой базы и вспомогательного источника продовольственного снабжения для Великого германского рейха.

К той части, что в СССР принято считать чисто украинской, также можно было бы присоединить приграничные районы русского центра, – как уже было сказано – чтобы ослабить его и одновременно поддерживать постоянную конфронтацию. В данном случае речь может идти о части Курского и Воронежского административных округов.

На достижение этой политической цели позже должно быть также сориентировано административное и экономические обустройство всей этой территории.

E) Донская область

Населена донскими казаками. Национально они гораздо менее самостоятельны, чем украинцы, пропитаны московитской культурой, политически ориентированы также преимущественно на Москву, но более развиты, чем белорусы. Задачи на этой территории схожи с задачами в Беларуси.

Желательным было бы также расширение этой области в северном направлении до административного округа Саратов и её присоединение к территории немцев Поволжья.

F) Кавказ

Кавказ населяют совершенно разнотипные, с расовой точки зрения, группы населения и народности. Долины рек Кубань и Терек, нынешние административные округа Краснодар и Орджоникидзе, населены казаками, которые в подавляющем большинстве причисляют себя к украинцам. Наиболее культурно развитой нацией являются грузины, проживающие на территории между Большим и Малым Кавказом – народ с многовековыми культурными традициями и государственностью. За ними следует Азербайджан с мусульманским населением угро-татарского происхождения и центром в Баку. На юге он граничит с армянами, в то время как северные склоны заселены целым рядом горских народов самого разного происхождения.

Эта область является нефтяным центром России. От её экономического функционирования в значительной степени зависит продуктивность и даже само существование других, по большей части аграрных районов СССР, как-то: Украина, Дон-Кубань, Терек и частично Центральная Россия. С введением на селе колхозов – большевистского коллективного хозяйства, отменяющего частную собственность и использующего механическую обработку земли, производство зерна и продуктов питания стало напрямую зависеть от своевременных поставок необходимого топлива. Учитывая резкое сокращение и чрезвычайно неравномерное распределение поголовья рабочего скота, снижение поставок нефти – не считая технического обслуживания машинного парка и подготовки необходимого обслуживающего персонала для него же – приведёт к массовому голоду.

G) Русская Средняя Азия, или Русский Туркестан

Можно предположить, что после военного поражения Советов в Европе очень незначительными силами удастся устранить московскую тиранию и в Средней Азии. Эти области также населены разнообразными народностями преимущественно туранско-монголоидного типа, приверженными магометанству. Они уже долгие годы находятся в национально-конфессиональной оппозиции Советам, а также издавна противостоят русскому господству, но до сих пор так и не смогли сломить его собственными силами. Осуществление чего, однако, с немецкой помощью и благодаря проявляемому Советами безрассудству можно рассматривать как не слишком трудную задачу.

Эти области – хлопковая кладовая России с ежегодным производством от 400 до 500 тыс. тонн хлопка, согласно большевистской статистике.

Появление немцев в Средней Азии означало бы огромную моральную поддержку для Ирана и Афганистана. Что заставляет задуматься о том, не подтолкнёт ли это упомянутые государства к более активным действиям против Индии (если такие цели вообще преследуются) в том случае, если и Турция к тому моменту изменит свою позицию. Угроза английскому сообщению с Индией тем самым приобретает реальное значение и, несомненно, принудит Англию к переброске в этот район дополнительных сил, которые ей придётся оттянуть из Европы или других мест.

Общие экономическо-правовые вопросы

Наряду с добычей нефти, главным образом, на Кавказе, сразу же встаёт вопрос её транспортировки для поддержания производительности сельского хозяйства на оккупированных территориях. Вопрос транспортировки, имеющий решающее значение и для самого сельского хозяйства, в свою очередь связан с урегулированием вопроса с углём. Одновременно важнейшее значение для всех территорий имеет вопрос финансирования.

Проблемой, также затрагивающей все регионы, является почти полная ликвидация частной собственности советской системой. Вполне вероятно, что она приобретёт практическое значение ещё в ходе оккупации. Спонтанные действия необразованного сельского населения в случае самочинного роспуска колхозных хозяйств могут привести к серьёзному экономическому ущербу.

Следовательно, урегулирование этих вопросов должно происходить не на местном уровне, а определяться вышестоящими инстанциями для всех регионов в целом, что можно будет легко согласовать как с поправками на особенности того или иного района, так и с потенциально различными тактическими действиями.

Выводы

Из соображений, изложенных здесь в общих чертах, выстраивается следующий организационный план, в соответствии с которым требуется:

1) Создать более или менее ограниченное в своих полномочиях на время военных действий централизованное ведомство по делам оккупированных территорий СССР.

Которому вменялось бы в обязанность согласовано с органами высшей и верховной власти Рейха:

a) издавать обязательные к исполнению политические директивы для отдельных подконтрольных областей с учётом сложившейся в них ситуации и направленные на достижение конкретных целей;

b) гарантировать поставки военного назначения для Рейха со всех оккупированных территорий;

c) руководить подготовкой и наблюдать за осуществлением решений по общим для всех территорий вопросам, как напр., финансы и денежные средства, транспорт, добыча нефти и угля, производство пищевых продуктов.

2) Проводить децентрализацию по чётко сформулированным для отдельных, взаимосвязанных с национальной, экономической или политической точки зрения, административных округов для решения поставленных перед ними конкретных и совершенно разных задач.
Напротив, созданное схематически и из чисто экономических соображений централизованное ведомство, как это предполагается в настоящее время, очень скоро может доказать свою недостаточность и нецелесообразность. Такой центральный орган, соответственно, был бы вынужден на всех территориях проводить в жизнь однотипные решения, продиктованные исключительно экономическими соображениями, что может не только препятствовать достижению, но при чисто бюрократическом подходе, вероятно, даже полностью исключить решение политических задач.

Поэтому возникает вопрос, не будет ли целесообразнее при организации военно-хозяйственного управления с самого начала учесть изложенные доводы. Ввиду огромных пространств и расстояний и уже только из-за них возникающих трудностей в управлении, а также ввиду совершенно отличных от западноевропейских условий жизни, навязанных большевизмом, в вопросе об СССР в целом требуется подход, отличный от того, что был применён в отдельных странах Западной Европы.
2 апреля 1941 г.

Берлин, 8 мая 1941 г. 
Протокольная запись о беседе со статс-секретарём Кёрнером

Сегодня после беседы с рейхсминистром доктором Ламмерсом, в которой он ознакомил меня с некоторыми предложениями поправок статс-секретаря Кёрнера, я пригласил последнего для разговора. Я объяснил, что распоряжением от 20.04.1941 фюрер вверил мне полномочия по централизованному решению вопросов, касающихся восточно-европейского пространства, одновременно поручив мне создание ведомства рейхсканцелярии согласно моим собственным инструкциям. Если же какие-либо дополнения к готовящемуся проекту управления оккупированными восточными территориями приведут к изменениям, исключающим возможность централизованной работы, я буду вынужден доложить фюреру, что его подпись под настоящим поручением должна быть отозвана. Предложенное статс-секретарём Кёрнером изменение в § 6 проекта документа, предусматривающее вычёркивание пункта, в соответствии с которым рейхскомиссары должны получать указания исключительно от меня, делает порученное мне задание невыполнимым. Я описал вероятность того, что указания, получаемые параллельно, например, рейхскомиссаром в Киеве и по сути подчинённым ему уполномоченным по экономическим вопросам – одни от меня, другие от рейхсмаршала, – создадут дуализм, недопустимый в особенности на столь огромных и труднодоступных пространствах. В то же время, полномочия рейхсмаршала, как ответственного за выполнение четырёхлетнего плана, чётко описаны и определены согласно приказу фюрера в другом проекте документа, составленном доктором Ламмерсом. Я не могу поступиться словом «исключительно», поскольку именно оно определяет то, в какой форме, в том числе и сам рейхсмаршал, будет отдавать рейхскомиссарам указания по экономическим вопросам. На меня возложена задача политического обустройства Востока, и она должна быть скоординирована с требованиями четырёхлетнего плана.

В ответ на это статс-секретарь Кёрнер изложил мне всю историю данного вопроса, в соответствии с которой после доклада фюреру господину рейхсмаршалу было поручено взять на себя руководство всей экономикой в целом, включая восточные территории, и привлечь для решения этой задачи все необходимые, в том числе и военные, инстанции. На основе этих соображений и возникло требование устранить положение, при котором сразу два ведомства отвечали бы за вопросы экономики. Я полностью согласился с изложенным и сказал, что в таком случае весь вопрос можно считать недоразумением, выразив убеждение в том, что как проект моего назначения на должность, так и проект документа, регулирующего мои взаимоотношения с рейхсмаршалом, составляют одно целое, и потому нет никакой необходимости в изменении не только § 6, но и § 10, где повторно указывается на полномочия ответственного за выполнение четырёхлетнего плана. Статс-секретарь Кёрнер сказал, что изменения § 10 были предложены с целью избежать недоразумений, на что я ответил, что полномочия рейхсмаршала были чётко определены в указе по выполнению четырёхлетнего плана, а значит разногласия касаются не наших с ним отношений, а взаимодействия с другими высшими органами рейха и прочими партийными и государственными инстанциями в целом.

После некоторых размышлений было достигнуто следующее соглашение по практическому выполнению предстоящей работы. Руководитель отдела по хозяйственно-политической координации моего ведомства получит постоянное место при Экономическом штабе Ост господина рейхсмаршала. Тем самым он получит возможность детального ознакомления со всеми выдвигаемыми там соображениями, затрагивающими экономические вопросы Востока. Что касается всей текущей работы моего ведомства, то к нему для решения вопросов координации будут постоянно прикомандированы министериальдиригент Шлотерер (промышленность) и министериальдиректор Рике (продовольствие).

Было достигнуто единство мнений о незначительных изменениях в отношении почты, транспорта и § 11.

О новом проекте полномочий рейхсмаршала, переданном статс-секретарём Кёрнером министру доктору Ламмерсу вместо подготовленного им проекта, я заявил, что тот фактически отрицает данное мне поручение, поскольку нигде не упоминает о нём. В целом (как сообщил мне доктор Ламмерс) рейхсмаршал одобрил первый проект, затем, однако, по непонятным мне причинам статс-секретарь Кёрнер предоставил новый текст проекта.

В результате нашей беседы было зафиксировано, что §§ 6 и 10 остаются неизменными в том виде, как они были сформулированы рейхсминистром, начальником рейхсканцелярии доктором Ламмерсом. Статс-секретарь Кёрнер прочёл и забрал с собой проект документа, определяющий полномочия рейхсмаршала и мои отношения с ним. Как таковой он не вызвал у него возражений. Он высказал желание немедленно сообщить доктору Ламмерсу о достигнутом согласии по телефону. Вскоре после нашей беседы я сам сделал это, сообщив доктору Ламмерсу, что статс-секретарь Кёрнер также собирается ему позвонить.

Участником всей нашей беседы был гауляйтер, имперский наместник доктор Мейер.
 
Берлин, 9 мая 1941 г.
Вечером 8 мая мне позвонил статс-секретарь Кёрнер, чтобы ещё раз уточнить детали.
Он вновь подтвердил, что план по организации управления на оккупированных восточных территориях не вызывает разногласий, и он думает, что после нашей беседы у рейхсмаршала не возникнет возражений, таким образом параграфы проекта, которые были под вопросом, останутся неизменными. У него, однако, появились новые соображения относительно проекта документа о задачах уполномоченного по четырёхлетнему плану на подлежащих оккупации восточных территориях. О том, например, что упоминание специальных уполномоченных при ответственном за выполнение четырёхлетнего плана во втором абзаце может привести к недоразумениям. Я сразу согласился с тем, что это действительно так, поскольку в соответствии с проектом документа о моём назначении отношения между уполномоченным по четырёхлетнему плану и рейхскомиссарами, а также начальниками хозяйственных отделов в рейхскомиссариатах, уже чётко определены. Статс-секретарь Кёрнер спросил, не мог бы ли я для дальнейшего обсуждения некоторых пунктов вопроса прислать к нему гауляйтера доктора Мейера. Я тут же дал ему своё согласие и гауляйтер доктор Мейер отправился сегодня к статс-секретарю Кёрнеру для консультаций.
______________
[*] Частью Докладной записки № 2 от 7 апреля 1941 г. является полный текст записки № 1 от 2 апреля 1941 г. (стр. 47-63 записки № 2).
Источник: Архив IfZ München. Nürnberger Dokumente 1018-PS.
Источник публикации: http://eot.su/node/15704

См. также:

Комментариев нет :

Отправить комментарий