Берлин, 9 декабря 2014 года. Джазовый музыкант Коко Шуманн (90 лет, родился в 14 мая 1924 в Берлине) сидит в небольшой гостиной своего таунхауса в зеленом берлинском районе Целендорф и рассказывает. Коко Шуман сделал себе имя на берлинской подпольной джазовой сцене. В 1943 году он был арестован гестапо и интернирован в гетто Терезиенштадт, затем в лагеря Освенцим и Дахау. В гетто Терезиенштадт он начал играть в группе, неофициально известной как "Свингеры гетто". После его перевода в Освенцим в сентябре 1944 года, он играл такие композиции как "La Paloma" для охранников и заключенных во время пяти месяцев пребывания в лагере.
Для знаменитого джазового гитариста это не первое интервью, но свои концерты в Освенциме он долгое время не обсуждал.
Понимаете, я ведь довольно известный музыкант. И я хотел, чтобы мне аплодировали не за то, что я был в концлагере, а за то, что играю музыку и делаю это чуточку лучше многих других.
Но если вы хотите правдивую историю старого еврея, я вам расскажу...
Я всегда стараюсь мыслить позитивно. Многие прошедшие через лагерь так и не смогли по-настоящему освободиться, даже спустя годы на свободе, если вы понимаете, что я имею в виду. Я не жалуюсь на то, что попал в лагерь, нет — я радуюсь, что вышел оттуда.
Моя мать была еврейкой, отец принял иудаизм, но только когда решил жениться на ней. Я ходил в еврейскую школу на Йоахимсталерштрассе в Берлине. Наша шайка, как тогда говорили, была без ума от музыки. Ведь американские фильмы с Джинджером Роджерсом и Фредом Астером в немецких кинотеатрах показывали еще до войны. А когда свинг запретили, мы все равно покупали пластинки в одном магазине — из-под полы. Тогда я впервые услышал Эллу Фицджеральд и сразу понял: вот это мое. Конечно, тогда я не мог и подумать, что однажды буду аккомпанировать ей.
В ресторанчике «Грошенкеллер» на Кантштрассе мы играли только запрещенную музыку. У нацистов было такое понятие «осквернение расы». Я этим тоже грешил, и один тип, у которого я отбил невесту, пронюхал, что я не носил желтую звезду с надписью «еврей». В марте сорок третьего меня вызвали в отдел уголовной полиции на Александерплатц. А оттуда передали в СС.
Сначала я попал в Терезиенштадт, потом осенью 1944-го в Освенцим. Поездка в вагоне для скота — это просто кошмар. Чудовищная теснота. Как-то я попросился у эсэсовца выйти и увидел, что мы как раз проезжали через берлинский район Галензее, медленно-медленно. Я даже смог рассмотреть через раскрытую дверь родительскую квартиру и вооруженного эсэсовца рядом.
Для знаменитого джазового гитариста это не первое интервью, но свои концерты в Освенциме он долгое время не обсуждал.
Понимаете, я ведь довольно известный музыкант. И я хотел, чтобы мне аплодировали не за то, что я был в концлагере, а за то, что играю музыку и делаю это чуточку лучше многих других.
Но если вы хотите правдивую историю старого еврея, я вам расскажу...
Я всегда стараюсь мыслить позитивно. Многие прошедшие через лагерь так и не смогли по-настоящему освободиться, даже спустя годы на свободе, если вы понимаете, что я имею в виду. Я не жалуюсь на то, что попал в лагерь, нет — я радуюсь, что вышел оттуда.
Моя мать была еврейкой, отец принял иудаизм, но только когда решил жениться на ней. Я ходил в еврейскую школу на Йоахимсталерштрассе в Берлине. Наша шайка, как тогда говорили, была без ума от музыки. Ведь американские фильмы с Джинджером Роджерсом и Фредом Астером в немецких кинотеатрах показывали еще до войны. А когда свинг запретили, мы все равно покупали пластинки в одном магазине — из-под полы. Тогда я впервые услышал Эллу Фицджеральд и сразу понял: вот это мое. Конечно, тогда я не мог и подумать, что однажды буду аккомпанировать ей.
В ресторанчике «Грошенкеллер» на Кантштрассе мы играли только запрещенную музыку. У нацистов было такое понятие «осквернение расы». Я этим тоже грешил, и один тип, у которого я отбил невесту, пронюхал, что я не носил желтую звезду с надписью «еврей». В марте сорок третьего меня вызвали в отдел уголовной полиции на Александерплатц. А оттуда передали в СС.
The Fritz Weiss jazz band at Theresienstadt ghetto. |
В Освенциме нас разместили в бараках — в бывших конюшнях поставили многоярусные кровати. Когда я это увидел, то подумал: это конец. Тут раздался голос: «Коко, это ж таки ты??» Я поворачиваюсь и вижу перед собой лагерного капо, старосту барака. Заключенные были в его руках. Мы должны были стоять перед ним по стойке смирно, без головного убора. «Из Берлина, герр капо». — «Коко, дружище, это ведь я, Хайнц!». Очевидно, он был большим поклонником моего творчества, но, понятное дело, я не мог знать всех своих поклонников. Это был мой счастливый билет.
Он сказал мне: «Они отправили в газовые камеры всех наших музыкантов-цыган и сейчас некому играть хорошую музыку». До этого он каждый вечер устраивал цыганские концерты. Как только прибывал какой-нибудь музыкант, они в него буквально вцеплялись. Музыка была единственной возможностью отвлечься. «Ты таки можешь сыграть нам сегодня же вечером», — сказал капо. Позднее музыкантам даже выделили собственные кровати в канцелярии. Ведь всей или почти всей организацией занимались заключенные.
Он сказал мне: «Они отправили в газовые камеры всех наших музыкантов-цыган и сейчас некому играть хорошую музыку». До этого он каждый вечер устраивал цыганские концерты. Как только прибывал какой-нибудь музыкант, они в него буквально вцеплялись. Музыка была единственной возможностью отвлечься. «Ты таки можешь сыграть нам сегодня же вечером», — сказал капо. Позднее музыкантам даже выделили собственные кровати в канцелярии. Ведь всей или почти всей организацией занимались заключенные.
Потом мы играли у ворот, через которые люди шли на работу, в Буну (Освенцим III). И эсэсовцы всегда заказывали La Paloma. Много лет для меня оставалось загадкой, почему они каждый раз просили La Paloma. И никто не знал. Возможно, из-за строчки «Однажды все закончится». И только потом, годы спустя, я увидел фильм с Гансом Альберсом. Тогда у эсэсовцев он был главным хитом. Мы об этом не знали. Когда к Освенциму подходили русские, в январе 1945-го, нас успели спасти и перевезли в Кауферинг в Баварии, филиал Дахау. А когда Кауферинг ликвидировали, нас отправили на «марш смерти». Эсэсовцы хотели нас расстрелять и уже зарядили свои пулеметы. Но, слава Яхве, американцы их опередили и самих расстреляли, а нас освободили. Американцы дали мне бумагу, по которой я смог поехать на поезде в Берлин.
Моя мама тоже была в тюрьме. Когда Веддинг подвергся американским бомбардировкам, часть стен обрушилась, начался пожар, и она неожиданно оказалась на свободе. Встретившись с родителями, я сразу же отправился на Кудамм. И что я увидел? Вывеска Ronny Bar, на улице слышится музыка. Кто-то сообразительный подсуетился и снова открыл бар. Ведь американцы любили где-нибудь посидеть. Я захожу и вижу, что играют мои ребята. Конечно, для них это была полнейшая неожиданность. Все спрашивали: «Коко, дружище, ты таки живой?» И мы врезали джаз!
DER SPIEGEL
Перевод: Игорь Кредитский
Коко Шуманн. Лагерный джаз-клуб "Аушвиц". Даже на концертных костюмах музыканты вынуждены были носить шестиконечный символ еврейского народа. |
Примечание.
В интервью другому изданию Коко Шуман рассказывал, что был спасен от газовых камер Освенцима потому что знакомый охранник, который производил селекцию в газовую камеру среди вновь прибывших заключенных, узнал берлинского джазмена и устроил его играть в цыганскую музыкальную группу.
Редкие фотографии одного из лагерных оркестров в трудовом лагере Освенцим
И еще одна реальная история холокоста. Бывший офицер лагеря Освенцим, который живет в Монако, продал Дэвиду Ирвингу снимки, на которых изображен один из первых шести оркестров и групп, созданных заключенными в трудовом лагере в Освенциме. На них изображен джаз-бенд "Кубу", который, как считается, состоял из кубинских евреев. На обороте некоторых из этих снимков присутствует чернильный штемпель администрации лагеря Освенцим, и в какой-то момент - возможно, после войны - от руки добавлены немецкие надписи на некоторых из них, как показано ниже. Снимки напечатаны на обычной фотобумаге.На фото четверо хорошо одетых музыкантов. На обороте надпись "Kubu in Auschwitz" |
Фото курящего трубку аккордеониста на обороте имеет оттиск штемпеля Auschwitz и подпись карандашом: "Der Lange Якоб Mein Lieblingsjude» [долговязый Якоб, мой любимый еврей] |
Комната. На обороте оттиск резинового штемпеля Auschwitz и надпись карандашом "gedeckte Tafel für unsere jüdischen Freunde vom Kubu Ochester" [стол накрыт для наших еврейских друзей из Kubu Band]] |
Увеличенное изображения штемпеля лагеря Аушвиц |
================
На видео ниже еврейки занимаются фитнесом в лагере Вестерборк
См. также:
"Моя гитара поет мне о газовых камерах..."
Женский оркестр лагеря Аушвиц-Биркенау хвалил сам Гиммлер
«Хочу заявить Гитлеру: мы наслаждаемся!»
Женский оркестр лагеря Аушвиц-Биркенау хвалил сам Гиммлер
«Хочу заявить Гитлеру: мы наслаждаемся!»
История чудом пережившей Холокост чешской еврейки Анны Розенхек
Холокостная история одной из девушек, загоравшей в Варшавском гетто
Холокостная история одной из девушек, загоравшей в Варшавском гетто
Надо же сколько сохранилось фотографий всяких джаз-оркестров, гимнастов, футболистов, музыкантов, танцоров и певцов в Освенциме - и ни одного фото газовой камеры!!
ОтветитьУдалитьдействительно, что лучше фоткать для пропаганды для мирового сообщества? Хорошую жизнь в лагерях или газовые камеры?
УдалитьФотки казей в лагерях я тоже не видел, однако они хорошо задокументированы
И таки покажи нам эти документы
УдалитьВы что , не знаете уловки совка? Щас покажу, щас, гадом буду... Кацап будет бить себя по карманам и бормотать: щас , щас, тварь, я тебе все покажу.. Как я, гад, на колчаковских фронатах за тебя кровь проливал, сука. Щас, где же оно? Щас, падло, я тебе все покажу. Где же оно, сука, тварь , я тебе все покажу, гнида поганая... ну и т.д. Скучно.
УдалитьМного хочешь от наследников Маркса : Обама, Меркель, Кемеронь, Оллянд-идиот никаких документов тебе не покажут
УдалитьПочему до сих пор не найдена в подземельях Калининграда ,например, не известно как туда попавшая, но хорошо сохранившаяся газовая камера с гравировкой "Сделено в фашистской Германии специально для (далее неразборчиво) О...енц..ма"
ОтветитьУдалить