В августе сего года в Ростове-на-Дону состоялся 1-й Международный форум
памяти жертв холокоста в России. Проходил он под аккомпанемент непрекращающегося
уже более семи месяцев конфликта вокруг мемориального комплекса, что расположен
в Змиёвской балке, территориально относящейся к Железнодорожному району донской
столицы. Он подогревался судебным разбирательством, затеянным ростовским
адвокатом В. Лифшицем, действующим по доверенностям ряда еврейских организаций и
подавшим иск в Кировский райсуд к управлению культуры РостованаДону и
аналогичному учреждению обладминистрации.
Мемориальный комплекс в Змиёвской
балке был открыт в 1975 году. После развала СССР, фактически оказавшись
бесхозным, он пришёл в упадок. Но вскоре городские власти не только привели
комплекс в порядок, но и, согласно постановлению тогдашнего губернатора
Ростовской области В. Чуба за №411 от 09.10.1998 года, взяли под охрану. В
уточнённой редакции памятник стал называться объектом культурного наследия
регионального назначения «Мемориальный комплекс памяти жертв фашизма в Змиёвской
балке 1942 г.».
После реставрации на стене музея комплекса в 2004 году
появилась табличка, установленная по решению попечительского совета и на
средства одной из местных еврейских общин, с текстом: «11-12 августа 1942 года
здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в
России мемориал холокоста».
Однако анализ документальных источников,
проведённый в рамках подготовки паспорта этого сооружения, выявил серьёзные
текстуальные ошибки в табличке. Вот почему в ноябре 2011 года с подачи городских
властей появилась, взамен прежней, новая информационная доска, которая гласила:
«Здесь, в Змиёвской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами были
уничтожены более 27 тысяч мирных граждан и советских военнопленных. Среди убитых
– представители многих национальностей. Змиёвская балка – крупнейшее на
территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими
захватчиками советских граждан в период Великой Отечественной войны – является
историческим памятником регионального значения».
Именно такой текст привёл в
итоге к словесным баталиям в Кировском районном суде. Хотя, как показывает
мировая практика, ничего предосудительного в поправках нет. Ведь смогли же в
1992 году в польском Освенциме (концлагерь Аушвиц – Биркенау 1940-1945) после
кропотливых изысканий профессиональных историков, уточнивших национальный состав
и численность жертв нацистского произвола, безо всякого скандала поменять
мраморную плиту с числом 4 миллиона жертв на аналогичную – с числом полтора
миллиона.
Надо прямо сказать, что сегодня, 70 лет спустя, установить точные
данные по Змиёвской балке не представляется возможным. Впрочем, для любого
здравомыслящего человека это и не столь важно. Главное, чтобы память о той
трагедии была священна. А то, что ныне затеяли адвокат Лифшиц сотоварищи, на
языке местных краеведов звучит как «пляска на костях». Причём его сторонники в
качестве аргументов зачастую опускаются до обвинений оппонентов в антисемитизме
и «отрицании холокоста как исторического явления».
Более всех досталось
ростовскому краеведу кандидату исторических наук А. Харченко, который
привлекался городским управлением культуры в качестве свидетеля на суде по иску
Лифшица. Его «пригвоздили к позорному столбу отрицателей холокоста» только лишь
за то, что в своей исторической справке, опирающейся исключительно на
документальные источники, хранящиеся в местных архивах, Харченко «посмел»
поставить в один ряд действия нацистских лидеров третьего рейха, направленных на
«окончательное решение еврейского вопроса», а равно и осуществление ими
генерального плана «Ост» по уничтожению славянского и прочего населения СССР. То
есть некоторые «правдолюбы» из благотворительного фонда «Еврейский конгресс ЮФО»
самолично классифицировали деяния местных властей ни много ни мало как
«установленный факт государственного антисемитизма»… Странно, но никому в голову
не пришло в ответ на это подать иск в суд на «Еврейский конгресс ЮФО» за
антиславянизм…
Деление мёртвых по национальному признаку красной нитью
проходит через весь этот судебный театр абсурда. Оно нашло отражение даже в
документе, подготовленном СЭО «Ростовский центр судебных экспертиз» на основании
заявления адвоката Лифшица от 11.03.2012 года, под названием «Заключение о
результатах исторического исследования № 0158/И от 22 марта 2012 года». Автор
сего опуса, теперь уже бывший старший преподаватель кафедры зарубежной истории и
международных отношений Южного федерального университета, С. Шпагин на стр. 11
ничтоже сумняшеся утверждает: «После окончания Второй мировой войны некоторые
народы стали активно использовать образ жертвы применительно к своей
исторической судьбе. Это получило название «виктимность». Для еврейского народа
свойство виктимности, т.е. роль жертвы в процессе взаимодействия с другими
народами, вполне характерна, и холокост для них не выглядит неожиданным. Другое
дело, когда это понятие стали использовать политики для описания исторической
судьбы поляков в годы Второй мировой войны или украинцев в годы «голодомора»…
Важно то, что виктимность не характерна для ментальности русского народа.
Применительно к холокосту и другим жертвам нацизма, он (русский народ – Прим.
А.Н.) выступал как защитник, спаситель, но не как жертва. Поэтому не может быть
никакого спора за «призовое место» для русского народа в списке
жертв».
Значит ли это, что обитатели русских, украинских и белорусских
селений, стёртых нацистами с лица земли вместе с их жителями, всего лишь «второй
сорт» в глазах сего «эксперта»? Подобный пассаж вызвал волну возмущения у
представителей национальных диаспор Ростова-на-Дону, которые, собравшись в
помещении комитета по межнациональным вопросам, религии и казачеству, высказали
всё, что думают по этому поводу. И не всегда в дипломатичной
форме.
Справедливости ради следует признать: не все местные еврейские
общественные и религиозные организации разделяют позицию Лифшица и его
сторонников. Во время заседания рабочей группы по мемориальному комплексу в
Змиёвской балке, проходившего в мае этого года в городской администрации под
председательством заместителя мэра по социальным вопросам В. Леденёвой, их
представители (Я. Луковский М. Потапов и Ю. Рубинов) выразили солидарность с
мэрией и признательность местным властям за «возрождение этого
мемориала».Отказавшись делить погибших по этническому признаку, они в то же
время выразили пожелания предоставить «возможность представителям всех
национальностей разместить в экспозиции мемориала имеющиеся документы о трагедии
своего народа». В том числе – «установки отдельного памятного знака жертвам
фашизма еврейской национальности».
То же самое говорил и губернатор
Ростовской области В. Голубев в апреле этого года во время встречи с верховным
раввином России Б. Лазаром и главой Федерации еврейских общин РФ А. Бородой. Он
сказал буквально следующее: «В Змиёвской балке погибли люди разных
национальностей. Это был массовый расстрел, жертвы фашизма – советские граждане.
Это моя принципиальная позиция».
На встрече отмечалось, что выход из
создавшейся конфликтной ситуации возможен исключительно в правовом русле, т.е. в
рамках действующего законодательства. Но дальнейшее судебное разбирательство при
отсутствии правовых оснований лишено здравого смысла. И ничего, кроме
недоумения, у окружающих не вызывает.
Но, как говорится, Васька слушает да
ест. Видимо, согласно пословице, «закон, если читан, то не понят, если понят, то
не так…». Ведь никто и никогда не отрицал на местном уровне факт массовой гибели
ростовских евреев в 1942 году. Тем более что городские и областные власти
приняли посильное участие в подготовке и проведении в Ростове-на-Дону 1-го
Международного форума памяти жертв холокоста в России. А Лифшиц их – в суд...
Есть в судебном разбирательстве одна важная особенность: манипуляции цифрами
относительно масштабов жертв нацистских репрессий. Естественно, за давностью лет
уже невозможно установить точное количество и национальность погибших советских
граждан в Змиёвской балке. Скудная доказательная база документальных источников
не оставляет никаких шансов кому бы то ни было на этот счёт. А уж тем более не
стоит жонглировать данными.
Сегодня многих оппонентов городского управления
культуры уже не устраивает число жертв – 27 тысяч. Им подавай 30 – 32 тысячи
павших евреев (как утверждает в своей книге «Очерки истории евреев на Дону» Е.
Мовшович). Хотя, по данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в Ростовской
области насчитывалось 33024 еврея. Из этого числа в Ростове-на-Дону проживали
27039 лиц обоего пола.
Но в качестве контраргумента Ливфшиц сотоварищи
утверждают, что на момент войны их было гораздо больше. Уже упоминавшийся
«эксперт» Шпагин утверждает, что такое произошло за счёт наплыва беженцев из
оккупированных регионов СССР и даже «стран Восточной Европы, прежде всего
Польши». Разумеется, никакими ссылками на документальные источники эта версия не
подкреплена…
Всё дело в том, что число «более 27 тысяч мирных граждан Ростова
– мужчин, женщин, детей и военнопленных» упоминается в одном-единственном
документе, датированном 23 ноября 1943 года (зарегистрированном в Книге актов по
учёту ущерба и злодеяний в исполкоме Железнодорожного райсовета за № 331 от 30
ноября 1943 года), за подписью председателя исполкома Волошина. Упоминается
«могила в балке на опушке рощи, что восточнее 500 метров 2-го Змиёвского
посёлка, где расстреляно и зарыто около 10 тысяч евреев». В докладной записке
заместителя начальника управления НКГБ по Ростовской области полковника
Кудрявцева, составленной 21.12.1944 года, последнее число выросло до 13 тысяч.
Потом оно «перекочевало» в Энциклопедию холокоста.
Документально установлено,
что массовые казни евреев совершились 11-12 августа 1942 года. Этому
предшествовала повальная регистрация еврейского населения Ростова-на-Дону в
период с 4 по 7 августа. А началась она с воззвания «Еврейского совета
старейшин», возглавляемого неким доктором Лурье, действовавшим по указке
оккупационных властей. Далее всё известно.
По показаниям очевидцев,
свидетелей преступления нацистов (жителей 2-го Змиёвского посёлка), массовое
уничтожение мирных граждан и военнопленных началось со 2 августа. С того дня они
ежедневно наблюдали большое количество крытых грузовых автомобилей-«душегубок»,
которые совершали по нескольку рейсов в день. На 4 августа таковых, например,
пришлось 10… Со 2 по 10 августа, по свидетельству этих очевидцев, фашисты убили
более 4 тысяч мирных граждан и советских военнопленных, не являвшихся
евреями.
Разумеется, и это число, возможно, неточное.
Но изначально ясно
одно: деление жертв фашизма по национальному признаку, по сути, аморально. В
данном случае позиция местных властей, и с нравственной точки зрения, и с
позиций Конституции и законодательства РФ, безукоризненна. А вот деяния адвоката
Лифшица и его единомышленников вышли за рамки морали и права.
А. НЕТЁСОВ.
Источник:
Военный вестник Юга России
См. также:
Ростовские евреи пытаются доказать свою исключительность в зале суда
Вместо Следственного комитета Министерство культуры установит, был ли так называемый "холокост" в Ростове
Вместо Следственного комитета Министерство культуры установит, был ли так называемый "холокост" в Ростове
Авторы мемориала в Змиевской балке просят упрямых евреев о прекращении судебной тяжбы
Ржевская городская дума отказала обществу «Холокост» в установке сомнительной еврейской таблички
Еврейская наглость не знает границ: попытка приватизации "места расстрела" в Кривом Роге
Ржевская городская дума отказала обществу «Холокост» в установке сомнительной еврейской таблички
Еврейская наглость не знает границ: попытка приватизации "места расстрела" в Кривом Роге
Комментариев нет :
Отправить комментарий